ГИМ; Син. 932_л. 28_запись 4

Идентификатор
ГИМ; Син. 932_л. 28_запись 4
Название
ГИМ; Син. 932_л. 28_запись 4
Комментарий
Запись сделана тем же почерком и теми же чернилами, что и основной текст Ирмология, но более мелко. Принадлежит писцу Филиппу Михалеву сыну Морозовичу. Расположена на нижнем поле. Условно датируется временем составления выходной записи того же писца на л. 82 об. Нотирована знаменной нотацией, киноварью. Над записью проставлены киноварные крюковые нотные знаки. «... господина Козма и Дамияна и архангел господень Вревеил...» — в Священном писании фигурируют пять архангелов: Михаил (кто как Бог), Гавриил (сила Божия), Рафаил (помощь Божия), Уриил (огонь и свет Божий) и Салафиил (молитва к Богу). К архангелам причисляются также Иегудил (хвала Божия) и Варахиил (благословление Божие), чьи имена в Священном писании отсутствуют. В третьей книге Ездры (IV,36) (ТУ, 36) упомянут также архангел Иеремиил (высота Божия). Архангел Вревеил - явная ошибка писца Филиппа. Возможно, должно было быть написано «Гавриил». Память св. безмездных врачей Козмы и Дамиана русской церковью совершается 1 июля. Впрочем, памяти Козьмы и Дамиана в ряде греческих Евангелий VIII–IX вв. показаны также 1 ноября и 22 октября. Однако архиепископ Сергий (Спасский) доказывал, что существовали три пары святых, носящие одни и те же имена, но не имеющие ничего общего между собой: Козьма и Демьян (Дамьян), безмездные врачи, мученики римские (память 1 июля); Козьма и Дамьян, безсеребренники асийские (1 ноября); Козьма и Дамьян, безсебренники, мученики киликийские (17 октября) (подробнее см.: Сергий. Месяцеслов. Т. 3. С. 238—243). Ни один из этих дней не совпадает с “архангельскими” днями. Празднование архангела Михаила приходилось на 6 сентября и 8 ноября. Церковное почитание архангела Гавриила совершалось 26 марта и 13 июля. Месяцесловы указывают на празднование архангела Варахиила 26 марта. “Самостоятельные” празднования архангелов Рафаила, Уриила и Салафиила в православных месяцесловах, по данным Сергия (Спасского), не показаны (см.: Сергий. Месяцеслов. Т. 3. С. 580–627). Таким образом, маловероятно, что обращение писца Филиппа в молитвенной записи одновременно к архангелу и святым Козьме и Дамьяну было связано с тем, что их памяти совпали со временем переписывания л. 28. Впрочем, если в записи действительно имеются в виду св. безмездные врачи Козьма и Дамьян (память 1 июля) и архангел Гавриил (13 июля), можно предположить, что какая-то часть Ирмология создавалась в течение первых двух недель июля. Этой частью могли быть л. 1–28, если допустить, что Филипп Михалев переписывал около 2,5 листов в день. Такой объем работы маловероятен: за один присест древнерусские писцы переписывали довольно незначительные части текста (0,5–2 листа в одиночку). 2,5 листа в день- исключительно большая норма, могущая свидетельствовать о срочном заказе, реализация которого осуществлялась скоростными темпами. Еще меньшее расстояние отделяет празднования св. безсеребреников асийских Козьмы и Дамьяна (1 ноября) и архангела Михаила (8 ноября). Это позволяет предположить, что л. 28 Филипп Михалев мог переписать в ноябре, успевая за сутки сделать около 1 страницы (0,5 листа). Такой объем работы представляется более реальным. Однако маловероятно, чтобы писец спутал имя архангела Михаила, назвав его Вревеилом. По нашему мнению, здесь скорее могла иметь место мена части согласных в имени Гавриил, которое, в результате описки, превратилось в “Вревеил”. Возможно и другое объяснение смысла молитвенной записи писца Филиппа. Может быть, он обращался к Козьме и Дамьяну, будучи больным, а, призывая архангела Гавриила (?), призывал в помощь силу Божию (см. выше)? Впрочем, ни в одной другой своей записи Филипп Михалев на болезни не жаловался. Напротив, в своей выходной записи он обмолвился о своем “младоумии” (младом уме, молодости), что косвенно свидетельствует о его возрастной крепости, неболезненности хотя бы в силу юности (см. № 252). Остается предположить, что Филипп Михалев работал без материального вознаграждения и упоминание им святых “безмездников” связано с тем, что Ирмологий он переписывал по духовному обету, не ожидая платы за свой труд.
Транскрипция
"о Г(осподи)на Козма и Дамияна и арх(а)нгелъ Г(осподе)нь Вревеилъ.[!] поспешите грешному Филипу писцю -:-"
Местонахождение записи
л. 28
Дата (когда было оставлено)
1344
Персона
Филипп Михалев, сына Морозовича, писец

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти