ГИМ; Син. 838, л. 182 об._писцовая запись

Идентификатор
ГИМ; Син. 838, л. 182 об._писцовая запись
Название
ГИМ; Син. 838, л. 182 об._писцовая запись
Комментарий
Запись выполнена более светлыми и низкокачественными чернилами, чем основной текст, расположена на свободном от основного текста листе. Из этой записи, которая ценна, в частности, древнейшим упоминанием о Сироткином монастыре, мы узнаем, что псковский писец Стефан Заскович – писец степенных антифонов Изборного Октоиха (Шестоднев, РГАДА, Тип. 67) – в 1386 г. был дьяконом Св. Софии – то есть собора Св. Софии и ее дочерей Веры, Надежды и Любови в Довмонтовой стене. Можно предполагать, что патроним Засковиць – вместе с белорусскими топонимом Засковичи (Молодечненский р-н Минской обл.) и совр. фамилией Заскович – восходит к имени Жаско («Жасъко» с корнем жас- ‘ужас’ в шокающем диалектном облике). Впрочем, нельзя исключать, что перед нами не патроним, а катойконим «засковичь» («запьсковичь» - житель Запсковья (части Пскова, расположенной на правом берегу Псковы)) с отражением эффекта упрощения группы согласных. «В лето 6894...; ... Того же лета погоре Пьсковь городъ всь...; … А списаны быша книгы сия на память святого пророка Ильи...» — упоминание о псковском пожаре находит подтверждение в летописях: «В лето 6894. Погоре весь Псковъ и посади около города, мало бог Детинца оублюде: а загореся маиа в 8, в 6 час дни, а до 9-го часа весь град погоре. Того же лета и Новгород погоре» (ПЛ. Вып. 2. С. 29). Известие записи о пожаре в Пскове в 1386 г. позволяет уточнить день и месяц завершения Параклитика писцом Стефаном Засковичем. В ней упомянуто, что рукопись была закончена «на память святого пророка Ильи», тогда же была составлена и публикуемая выходная запись. День памяти пророка Ильи отмечался дважды в году: 20 июля и 3 ноября (см.: Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 218, 343). Из летописи ясно, что пожар в Пскове начался 8 мая 1386 г. То, что это трагическое событие нашло отражение в выходной записи писца Параклитика, позволяет предположить, что оно имело место незадолго до окончания работ над кодексом и написания записи. Поэтому 20 июня 1386 г. кажется наиболее вероятным днем составления рассматриваемой записи. «... списаны быша книгы сия къ святому апостолу Петру и Павлу на Сиротькино...» - Параклитик предназначался для псковского монастыря Петра и Павла на Сироткино (Сереткино), о существовании которого в конце XIV в. известно только из публикуемой записи (см.: Лабутина. Историческая топография. С. 165). «... при попе Фодоре, при игоумине Матфеи, при старосте Дионисьи Боуяцьковиц...» -заказчик Параклитика в записи не назван. Указанные в ней священник, игумен и церковный староста перечислены как гаранты того, что заказанный кодекс действительно поступит в качестве вклада туда, куда он предназначался. «... А псалъ книгы сия многогрешныи Стефанъ Засковиць, дьякъ святыя Софьи...» - не исключено, что рукопись, предназначенная для псковского монастыря, писалась в Новгороде. Во всяком случае, писец Параклитика назвался «дьяком святыя Софьи». О том, кто мог быть вкладчиком кодекса и почему он предназначил заказанный им в Новгороде Параклитик в Петропавловский Сироткинский монастырь, можно только догадываться.
Транскрипция
«Въ лѣт(о) 6894 списанꙑ быша книгꙑ сия къ С(вя)тому ап(о)с(то)лу Петру и Павлу на Сиротькино при попе Фодоре при игоумине Матфеи при старосте Диѻнисьи Боуяцьковиць. того же лет(а) погоре Пьсковь горъдъ всь. А списанꙑ быша книгꙑ сия на память с(вя)тго пр(о)рка Ильи. А псалъ книгꙑ сия многогрешныи Стефанъ Засковиць дьякъ С(вя)тыя Софьи аминъ».
Местонахождение записи
л. 182 об.
Дата (когда было оставлено)
20 июля (?) 1386
Персона
Дионисий Буяцкович
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти