БАН; Археогр. ком. 189, л. 216-216 об._писцовая запись
Идентификатор
БАН; Археогр. ком. 189, л. 216-216 об._писцовая запись
Название
БАН; Археогр. ком. 189, л. 216-216 об._писцовая запись
Комментарий
Выходная запись от имени писцов дьяков Мелентия и Прокоши о написании ими книги в Москве, по заказу черноризца Анании для монастыря Рождества Богородицы на Двине, с просьбой благословить писцов и Похвалой заказчику – московскому в. кн. Ивану Даниловичу Калите. Запись сделана одним из основных почерков Сийского Евангелия, что свидетельствует о том, что запись соответствует по времени основному тексту. Принадлежит одному из писцов — дьякам Мелентию или Прокоше. Из записи видно, что Сийское Евангелие написано в 6847 году от сотворения мира в Москве при великом князе Иване Даниловиче Калите по поручению некого чернеца Анания "на Двину к Св. Богородице" дъяками Мелентием и Прокошей. Запись дает Сийскому Евангелию силу и значение точно датированного письменного памятника, благодаря чему оно может служить исходным пунктом при изучении древнего славянского и русского языка и славянского евангельского текста в частности. Благодаря своим палеографическим особенностям оно может служить в то же время указателем для определения времени написания многих славяно-русских рукописей XIII-XIV вв., не имеющих на себе даты и места написания. «…написано бысть сие Еуангелие въ граде Москове...» - Во времена Ивана Калиты составление книг было для Москвы делом новым. Сийское Евангелие считается первым датированным кодексом, созданным в Москве. Вместе с тем в летописях отмечается развитие книжного дела при Калите. Заложив в 1330 г. Спасо-Преображенский монастырь в Кремле, Иван Калита “приведе ту перваго архимандрита, Иоанна именем, мужа честна, сказателя книгамъ...” (ПСРЛ. Т. 25. С. 169). Однако до основания Спасо-Преображенского монастыря единственным центром книгописания в Москве являлся, по-видимому, митрополичий двор. Г.К. Бугославский полагал, что писавшие Сийское евангелие “дьяци Мелентии да Прокоша” принадлежали к митрополичьему “штату”, перебравшемуся из Владимира в Москву с митрополитом Петром (см.: Бугославский. 1. № 24. С. 860). «... На Двину къ святеи Богородици...» - вероятно, имеется в виду мужской Успенский Лявлинский монастырь на правом берегу Двины, при впадении в нее речки Лявли, в 29 верстах от теперешнего Архангельска. «...повелениемь рабомь б(ожи)имь Ананиею черньцемь...», «…о семь бо князи великомь Иване…», «...сии бо великии рабъ божии Анания чернець...» - в последнее время в литературе принято отождествление Анании с великим князем Иваном Даниловичем, которое как будто вытекает из текста записи (например, в именном указателе к описанию, содержащему одну из последних публикаций текста записи: Пергаменные рукописи БАН. С.217 («Иван (Иоанн) Данилович Калита (Анания, чернец), вел. кн. Московский»). Г.К. Бугославский полагал, что Анания был чернецом или даже строителем вновь созданного Богородицкого Лявлинского монастыря и почитателем великого князя Ивана Даниловича, чем и объясняются «заказ им Евангелия для Лявлинского монастыря в Москве, а не в Великом Новгороде, к которому Двинская земля тянулась в религиозном отношении» (Бугославский. № 24. С. 860). По мнению автора, после указания заказчика (чернеца Анании) в рукописи пропущен характерный для многих записей оборот типа «при великомъ князе Московскомъ Иване Даниловиче». «Если вставить в запись эти слова, — замечает Бугославский, — то усматриваемая в ней нескладица со совершенно исчезает».
Транскрипция
В лет(о) 6000-е 800-е 47-е [1339], иниди|кта 12, миротворенаго и с(о)лн(е)|чьного кроуга въ 4-е лет(о) ви|сикостное, жидовьсего ирук | въ 7-е лет(о), епакта 18 лет(о), въ | 5-и каландъ м(е)с(я)ца марта, | жидовьскы нисана, написа|но быс(ть) си Еуа(н)г(ели)е въ граде Мо|скове на Двину къ с(вя)теи Б(огороди)ци | повелениемь рабомь б(ожи)имь Ананиею черньцемь. О семь | бо князи великомь Иване | прор(о)къ Езекии(л) гл(аголе)ть: в последней время въ апустевшии зе|мли на западъ въстанеть | ц(е)с(а)рь, правду любяи, соудъ | не по мьзде судяи, ни в поно|шение поганымъ странам, | при семь будеть тишина ве|лья в Роускои земли, и въси|-яеть въ дни его правда, яко | же и быс(ть) при его ц(еса)р-стве. Хвали|ть Римьская земля Петра | и Павла, Асия Иоана Бо(го)слове|ца, Индийская Фому, Ера|поль Филипа, Руская | земле первозванаго | ап(осто)ла Андрея, Гречьска|я земля ц(е)с(а)ря Костянти|на. Сему бл(а)-городному | князю великому Ивану, | створшему дела подо|бна в Рускои земли пра|воверному ц(е)с(а)рю Костя|нтину. О семь бо песно|словьць гл(аголе)ть: постави, | г(оспод)и, законодавца на|д ними, да разумеюсь языци яко ч(е)л(о)в(е)ци | суть. То же рек: б(ож)е, судъ ц(е)с(а)р(е)в | дай же правду с(ы)н(о)ви ц(е)-с(а)р(е)ву. | Сии бо князь великой | Иоа[нн] имевше правый | суд пач(е) меры, поминая | б(о)ж(е)ственае писания, | исправльния с(вя)т(ы)хъ и | пр(е)п(о)д(о)бных о(те)ц по прави|ломь монокануньны|мъ, ревнуя правоверному ц(е)с(а)рю Оустияноу. || В то бо время бл(а)-гоч(е)стию | велию восиявши, многи|мъ с(вя)т(ы)мъ ц(е)рквамъ съзи|даемымъ, оучьнию | б(о)ж(е)ственых словесъ от оу|стъ его яко источнику | велию текущю, напая|ющи бл(а)гоч(е)ст(и)выхъ с(вя)т(ите)ль | с(е)рдца и х(ри)с(т)олюбивыхъ | въ его державе людии. | Безбожнымъ ереса|мъ преставшимъ при | его державе, многимъ | книгамъ написаны|мъ его повелениемь. | Ревнуя правоверному | ц(е)с(а)рю гречьскому Ману|илу любяи с(вяти)т(е)льскыи са|нъ, постничьское жить|е любяи, оудержае пра|воверную с(вя)тую вероу. | Сирымъ в бедахъ по|мощникъ, вдовци от | насилникъ изимая | яко от оустъ лвовъ. Всей Роу|скои земли поминая веле|гл(а)сно державу его ц(еса)рства. Си|и бо великий рабъ б(ож)ии Анани|я черн [е]ць, поминая | его с(вя)т(ите)ль|скыи санъ, горя д(у)х(о)вною мы|слию къ б(огов)и, хотяи видети | вышний Ер(уса)л(и)мъ, поминае | д(у)шею первыхъ пра-вовер|ныхъ ц(е)с(а)рии, всехъ с(вя)т(ы)хъ и | м(о)л(и)твою прародитель своих. | [Киноварью:] А писали многогрешней дьяци Мелентии | да Прокоша, бл(а)г(о)-с(ло)в(и)те и|хъ, а не клените.
Местонахождение записи
Л. 216-216 об.
Дата (когда было оставлено)
25 февраля 1339 г.
Местоположение
Персона
Мелентий дьяк
Тип записи
Писцовая