ГИМ; Син. 67, л. 189_писцовая запись5

Идентификатор
ГИМ; Син. 67, л. 189_писцовая запись5
Название
ГИМ; Син. 67, л. 189_писцовая запись5
Комментарий
Первое «В» — цветной орнаментированный инициал киноварного контура средней величины. Запись сделана тем же почерком и теми же чернилами, что и основной текст Евангелия. Принадлежит писцу Иоанну Телешу. «...рукою мног(о)грешнаг(о) раба б(ож)ия чернца Иоа(нна) Телеш(а)...» - самоопределение писца ограничено в записи формулой «рукою многогрешного раба» и указанием на его чернеческий статус. Монастырь, постриженником которого он был, Иоанн Телеш не назвал. Может быть, Евангелие переписывалось в той же духовной корпорации, для которой оно предназначалось вкладом от имени некоего Олексия Константиновича, а именно в Климентьевском монастыре. «…къ с(вя)щ(енно)ому о(т)цю Клименьт(у)…» - в какую именно духовную корпорацию, посвященную памяти св. Климента, предназначалось Евангелие вкладом - неясно. А. В. Горский и К. И. Невоструев (1855 г.), а вслед за ними и Н. В. Волков (1897 г.) полагали, что Евангелие было написано в Москве. Однако А. И. Соболевский (1891 г.) колебался в определении места изготовления кодекса между Переславлем и Москвой. Н. Н. Дурново (1927 г.) также не внес ясности в этот вопрос, заметив, что Евангелие 1354 г. «…писано в пределах Московской и Переяславской епархий». М. Н. Тихомиров (1947, 1957 гг.) с большей определенностью высказывался в пользу московского происхождения этой рукописи, не приводя, однако, никакой аргументации для подкрепления этого положения. Г. И. Вздорнов (1980 г.) полагает, что местом переписки рукописи скорее всего был Переславль-Залесский. Одним из аргументов в пользу переславского происхождения Евангелия Вздорнов считает то, что «в Москве ни монастыря, ни храма с именем Климента, папы Римского, в XIV веке не существовало, а в Переславле такая церковь была» (см.: Вздорнов. Искусство. С. 116). «...замышленьемь Олексия Костяньтинович(а)...» - кто был вкладчиком Евангелия неясно: источники XIV в. о человеке с таким именем умалчивают. «…при велик(ом) княз(е) Ио(а)не Иванов(и)ч(е)... - Иван II Иванович Красный, сын в. кн. Ивана I Даниловича Калиты, московский в. кн. (1353—1359). Род. 30 марта 1326 г.; ум. 13 ноября 1359 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 167, 180; Т. 18. С. 89, 100). «… пр[!] эп(и)с(ко)пе Афонас(и)и Прияславьскомь...» — И. И. Срезневский отмечал, что упомянутый в записи «епископ Афанасий Переяславский ... есть тот Афанасий Волынский, который был призван управлять митрополией в то время, когда владимирский епископ Алексей, избранный в сан митрополита, отправился в Константинополь для получения утверждения в сане» (Срезневский. Стб. 210). Действительно, владимирский епископ Алексий (род. в 1290-е годы. — ум. в 1378 г.) именно в указанном в записи 1354 г. отъезжал в Константинополь, а делами митрополии управлял замещавший его переславский епископ Афанасий. «...а рабу б(ож)ию Олексю даи Б(ог)ъ здрав(и)е и сп(асе)н(ие)...» — в записи сформулирована высокая цель вклада — здравие и спасение заказчика Евангелия - Олексия (Алексея) Константиновича.
Транскрипция
«В лет(о) 6000 и 800-е 62 написан(о) быс(ть) се Еоуа(н)г(елие) рукою мног(о)грешнаг(о) раба б(ож)ия чернца Иоа(нна) Телеш(а) къ с(вя)щ(енно)ому о(т)цю Клименьт(у). замышленьемь Олексия Костяньтинович(а). при велик(ом) княз(е) Ио(а)не Иванов(и)ч(е). пр[!] эп(и)с(ко)пе Афонас(и)и Прияславьскомь [!] а рабу б(ож)ию Олексю даи Б(ог)ъ здрав(и)е и сп(асе)н(ие)».
Местонахождение записи
л. 189
Дата (когда было оставлено)
1354
Персона
Афанасий, епископ Переяславский
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти