РГБ; Тр. 22, л. 40_писцовая запись2

Идентификатор
РГБ; Тр. 22, л. 40_писцовая запись2
Название
РГБ; Тр. 22, л. 40_писцовая запись2
Комментарий
Слово «келарь» сильно затерто; над «л» как будто буква «о» написанная тем же почерком и теми же чернилами. Е. Голубинский отмечал, что чтение келарь «произвольно и ошибочно» [Голубинский 1909. С. 91]. Запись сделана тем же почерком и теми же чернилами, что и основной текст, но более мелко. Принадлежит писцу Епифану. Расположена на нижнем и правом поле. В XIX в. проявлялась хим. реактивом, частично смыта и посинела. «Месяца септября въ 21 день в пяток...» - еще И. И. Срезневский указал, что «отношение чисел месяца к дням недельным (21 сент[ября], пятница) свидетельствует о 1380 г. как о годе написания рукописи». [Срезневский 1882. Стб. 241]. Указание на 6888 (1380) г. находим также в дневниковой записи того же писца на л. 48. «…на память оагиос апостола Кондрата...» - день памяти св. апостола Кондрата, епископа Магнезии, как это и указано в записи, приходится на 21 сентября. «...почата бысть писать татрадь си...» — в записи отмечено начало работы над новой шестой тетрадью. Почему именно это, в целом рядовое, событие выделил в ходе написания книги писец — неясно. Однако Епифан питал явную склонность к фиксации сведений, касающихся его работы. «...Во тожь день Симоновскии приездиль...» - вероятно, речь идет о приезде в Троицкий монастырь кого-то из чернецов московского Симоновского монастыря. Однако упоминание этого визита в записи, свидетельствующее о его важности, позволяет предположить в «Симоновском» кого-то из представителей монастырской администрации. «…во тож день келарь поехалъ на Резань...» - причины поездки келаря Троице-Сергиева монастыря (инока, ведающего монастырским имуществом) в Рязань не отмечены в записи. Скорее всего, это были хозяйственные дела. «... день Исакии Андрониковъ приехалъ к намъ...» - вероятно, имеется в виду инок московского Спасо-Андроникова монастыря. «…во тож день весть приде, яко литва грядеть с агаряны...» — очевидно, к 21 сентября Троицкого монастыря еще не достигла весть о победе русского оружия на Куликовом поле. Поскольку дату записи подвергнуть сомнению невозможно, следует думать, что под «литвой» понимается войско литовского в. кн. Ягайло Ольгердовича, союзника татар («агарян»). Как известно, Ягайло представлял реальную угрозу войску Дмитрия Донского в случае его соединения с Мамаем. Из записи ясно, что известие о победе над Мамаем распространялось не быстро. На 15 день после этого события в Троицком монастыре только была получена тревожная «весть» о возможном соединении войска литовского князя с Мамаевой ратью. «...придоша две телезе со [...] з [...] скрепен[..] въ 1 час нощи...» - появление на монастырском дворе телег упомянуто в записи как событие, равнозначное тревожной вести о союзе «летви... с агаряны». Почему писец обратил внимание на въехавшие на территорию монастыря две телеги — неясно. Возможно, его удивил произведенный ими «въ 1 час нощи» шум («срепень[е]»?). Фиксация писцом ночных событий подтверждает факт работы Епифана в ночное (видимо, свободное от иных обязанностей) время.
Транскрипция
«М(е)с(я)ца септябр, въ 21 д(е)нь, въ пят(ок), на памят(ь) о(агио)с ап(о)с(то)ла Кондрата, по литурги почата быс(ть) пис(а)ти татрат си. …во т(о)же д(ен)ъ Симоновскии приездилъ, во т(о)ж д(е)нь келарь поехалъ на Резань, во т(о)ж [д(е)нь /ди…] малаго чернца увещахом, во т(о)ж д(е)нь Исакии Андроников приехалъ к намъ, во т(о)ж д(е)н(ь) весть прид(е), яко Литва грядуть с агаряны, во <р>у<сь> | [...]шь придоша две телезе со[...] з[..] скрепень [..] въ 1 час нощи…».
Местонахождение записи
л. 40
Дата (когда было оставлено)
21 сентября 1380
Персона
Епифаний, писец
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти