РНБ; Кир.-Бел. 1/1240, л. 359 об.–360_писцовая запись

Идентификатор
РНБ; Кир.-Бел. 1/1240, л. 359 об.–360_писцовая запись
Название
РНБ; Кир.-Бел. 1/1240, л. 359 об.–360_писцовая запись
Комментарий
Писцовая запись оставлена на обороте листа после окончания текста. Запись выполнена книжной скорописью, начертания которой невозможно сопоставлять с полууставным почерком, которым написан основной текст Пролога. Писец Порфирий зашифровал свое имя числовой тайнописью. К необычным особенностям записи относится не только сокрытие имени писца, но и включение в запись эротической загадки, также скрытой от непосвященных тайнописью – простой литореей, причем писец подчеркивает, что если образованность читателя позволит ему прочитать загадку, то она не должна расцениваться как нечто постыдное. Последние фразы, написанные на обклейке нижней крышки переплета, также скрыты тайнописью, причем заключительные слова не расшифрованы. Вероятно, они содержат имя владельца Пролога и автора записи. Несмотря на то, что запись разбросана в виде отдельных фраз на двух листах, причем отдельные ее части выполнены в разных писцовых манерах, ее следует рассматривать в качестве единого комплекса.
Транскрипция
«Въ лѣто 6960, при игумене Касианѣ повелѣнием его написаны быша книга грѣхослужимою десницею послѣдняго в иноцѣх, кончаны месяца генуариа въ 5, 6. / Рече царь дѣвици: дажь ми свое и азь вложу свое въ тебе, послѣди же свое пакы к себѣ взму, твое же тебѣ пакы отдамъ ти [литорея]. / Не мним срамно быти глаголемое, аще разумѣиши или от вѣдущих навыкнеши. / Аще хощеши имя писавшаго увѣдѣти, се то написую ти: осмь писмен имать, и суть от них в гласна 4 трисложно есть, 1-я и послѣдняя по три писмена имать кааждо. Прочитаа же вяще всего жо число есть сторицею трищи три и десятины дващи четверицею 5-терицею, 50 четверицею. Пять и седмицери, рекше все число исчет, сих обрящеши: 12, 100 и 70 и 2. Или сице еже есть истиннѣише шестерицею 60 и триции три и 4 единою все число 360 и 13. Не удивис(ь) разньствию // числом, овъ вяще, овъ же мнее, едино бо суть и ту же силу имут. Въ едином бо словѣ разньствие имут, еже аще разумнѣ и трудолюбнѣ поищеши мудростнѣ обрѣсти имаши сих счетание. / Зде едино слово списася и стих Богу [литорея]. / Книга Пърологъ Кирилова манастыря [литорея] …».
Местонахождение записи
Л. 359 об.–360
Дата (когда было оставлено)
1452
Персона
Кассиан, игумен Кирилло-Белозерского монастыря (XV в.)
Тип записи
Писцовая

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти