ГИМ; Син. 15_Запись 2

Идентификатор
ГИМ; Син. 15_Запись 2
Название
ГИМ; Син. 15_Запись 2
Комментарий
л. 128в-г Вкладная запись «Се азъ рабъ Б(о)жии. Тарасии Онтонниевиць а мирьское имя Станимировъ с(ы)нъ. староста с(вя)т(о)го Въскр(е)с(е)ния. дахъ книгы си от стяжания своего къ с(вя)тому Въскрьсению. собе въ [з]дравие и братии своеи. и подружию (мо)ему. и чадомъ своимъ. и всему племени своему. а отцю своему на память. и м(а) тери своеи. и всему пл[е]ни (!) своему измершимъ -:-+а писаны быша при попе с(вя)т(о)го Въскрь(се)ния Паруху. при старощении своемь. а при дружемь Еване Климятиници. В то же лет(о) бысть знамение в луне -:- аминь. писалъ быхъ еще нъ въсмеють ми ся -:-». Максим-Станимир, писец 19 ноября 1309 или 1310 г. Запись сделана почерком писца Апостола Максима-Станимира, теми же чернилами, что и основной текст. Расположена под выходной записью. Первая «С» — киноварный инициал черного контура средней величины. Это вкладная запись писца от имени вкладчика - церковного старосты Тарасия Онтониевича, Станимирова сына - о вкладе книги в церковь св. Воскресения, с летописным известием о солнечном затмении. «Се азъ рабъ Б(о)жии. Тарасии Онтонниевиць а мирьское имя Станимировъ с(ы)нъ. староста с(вя)т(о)го Въскр(е)с(е)ния...» — запись составлена от имени вкладчика Апостола Тарасии Онтониевича. Из записи как будто следует, что вкладчик был сыном писца кодекса и внуком священника Павла, служившего в Воскресенской церкви. Этой же духовной корпорации Апостол предназначался вкладом. Однако отчество Тарасии явно не согласуется с именем писца кодекса. Неясно и то, к кому относится выражение “староста святого Въскресения”: к самому Тарасии или к Максиму-Станимиру. В любом случае, близкие родственные связи писца и вкладчика не ставились под сомнение еще А. А. Покровским (см.: Покровский. Древнее наследие. С. 140). Учитывая, что Максим-Станимир и Тарасий Онтониевич были родственниками, можно предположить, что рукопись была переписана Станимиром специально для пожертвования ее церкви Воскресения Христова от имени его сына. «... дахъ книгы си от стяжания своего...» - запись содержит дополнительное указание на то, что Апостол был специально изготовлен для церковного пожертвования на средства (“от стяжания своего”) Тарасии Онтониевича. «… Кь святомоу Въскресению...» — в качестве заказчика кодекса названа церковь Воскресения Христова в Домантове стене (Лабутина. Историческая топография. С. 209; см. также № 167). «… собе въ здравие и братии своеи, и подроужию (мо)емоу, и чадомъ своимъ, и всемоу плъмени своемоу...» — запись содержит пространную формулировку цели вклада: во здравие вкладчику, его братьям, жене и детям и всем его живущим родственникам, а также за упокой души умершим. «... а отцю своемоу на память, и матери своеи, и всъму пле[ме]ни своемоу измершимъ...» — целью вклада является также помин души умерших отца, матери и других его родственников, не названных поименно. «... А писаны быша при попе святого Въскрьсения Пароуху при старощении своемь, а при дружемь Еване Климятиници...» — гарантами сделки названы воскресенский поп Павел (Парух) и церковный староста Иван Климятинич. «В то же лето бысть знамение в лоуне...» - выходная и вкладная записи писца Максима-Станимира должны были быть составлены практически одновременно. Не случайно запись от имени вкладчика Тарасии Онтониевича открывается не датой, как это было принято во вкладных записях XIV–XV вв., а с именной части, с оборота «Се азъ... дал». Видимо, даты выходной и вкладной записей должны были совпадать. Однако в выходной записи дата была по какой-то причине не дописана, хотя в ней и имеется указание на день окончания книгописных работ - 19 ноября. Указание на лунное затмение позволяет уточнить время создания Апостола и его записей. По таблицам Д.О. Святского определяются день месяца и год всех лунных затмений, бывших в период с 1309 по 1311 г. Старшая дата этого хронологического отрезка является временем рукоположения архиепископа Давида (5 июня 1309 г.), младшая — временем смерти посадника Бориса (1 июня или июля 1311 г.), упомянутых в выходной записи (см. № 167). На лето-осень 1309–1311 гг. (выходная запись составлена осенью 19 ноября) приходятся два лунных затмения: 21 августа 1309 г. и 11 августа 1310 г. Поскольку лунное затмение 21 августа 1309 г. произошло вскоре после хиротонии архиепископа Давида, следовало бы предположить, что поставление нового владыки должно было бы найти свое отражение в записи рядом с упоминанием о затмении. Однако этого не видим. Поэтому датировка Апостола 1310 г. кажется наиболее оправданной.
Персона
Максим-Станимир

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти