Синайский евхологий; XI в.; Монастырь св. Екатерины,Sin. slav. 37; Sin. slav. 1/N; РНБ. Глаг. 2, Глаг. 3; БАН. 24.4.8

Категории

Рукописи глаголического алфавита

Идентификатор
Синайский евхологий; XI в.; Монастырь св. Екатерины,Sin. slav. 37; Sin. slav. 1/N; РНБ. Глаг. 2, Глаг. 3; БАН. 24.4.8
Название
Синайский евхологий; XI в.; Монастырь св. Екатерины,Sin. slav. 37; Sin. slav. 1/N; РНБ. Глаг. 2, Глаг. 3; БАН. 24.4.8
Количество листов
103
Сохранность
Хорошая
Цифровая копия
Место хранения и шифр
Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Размеры
Материал
Тип кодекса
Книжные памятники
Библиография
"Издания R. Nahtigal. Euchologium Sinaiticum. I. Fotografski posnetek; II. Tekst s komentarjem, Ljubljana, 1941—42; L. Geitler. Euchologium. Glagolski spomenik manastira Sinai brda. Zagreb, 1882; J. Frček. Euchologium Sinaiticum. Texte slave avec sources grecques et traduction française.— «Patrologia Orientalis», t. 24, fasc. 5, Paris, 1933; t. 25, fasc. 3, Paris, 1943; I. С. Tarnanidis. The Slavonic manuscripts discovered in 1975 at St. Catharine’s Monastery on Mount Sinai. Thessaloniki, 1988; Цветные фотокопии нескольких листов, найденных 1975 г.; Образцы рукописи | Образец издания | Альбом Литература L. Geitler. Die albanesischen und slavischen Schriften. Wien, 1883; И. Д. Мансветов Euchologium Glagolski. Spomenik monastira Sinai brda. Izdao D-r Lavoslav Geitler. U Zagrebu. 1882. (Древнейший Славянский требник. изданныи г. Гейтлером по рукописи, находящейся в Синайской библиотеке) // Прибавления к Творениям св. Отцов 1883. Ч. 32. Кп. 1. С. 347-390 (1-я пагин.); R. Jarosiewicz. Über das Euchologium Sinaiticum.— «Sprawozdania dyrekcji c-k. wyższego gimnazyum w Kołomyi za 1888»; P. Lang. Jazykovědecký rozbor Euchologia Sinajského.— «Zprava gymn. v Příbrami za léta 1888, 1889, 1890»; V. Vondrák. Althochdeutsche Beichtformeln im Altkirchenslavischen und in den Freisinger Denkmälern.— AfslPh, 16, 1894, 118—132; Его же. Zachodnio-europejskie postanowienia pokutne w języku cerkiewno-słowiańskim.— «Rozprawy Wydziału filologicznego Polskiej Akad. um.», XL, Kraków, 1904, 1—67; R. Nahtigal. Starocerkvenoslovanski evhologij.— «Razprave», II, Ljubljana, 1925, 221—228; N. van Wijk. Zur Vorgeschichte zweier altkirchenslavischer Sprachdenkmäler. I. Suprasliensis. II. Euchologium Sinaiticum.— AfslPh, 40, 1926, 265— 278; St. Słoński. Index verborum do Euchologium sinaiticum. Warszawa, 1934; L. Grafenauer. Karolińska kateheza ter izvor Brižinskih spomenikov in Ćina nadъ ispovědajoštiimb sę.— «Razprave Znanstvenega društva u Ljubljani, 13, Filološko-lingvistički odsek, 2, 1936; Его же. Starobavarska (Svetoemmeramska) molitev v starem slovenskem csl. jeziku.— «Slovenski jezik. Glasilo Slavističnega drustva». I. Ljubljana, 1938, 8 и след.; R. Trautmann. Zum Euchologium Sinaiticum.— ZfslPh, 17, 1941, 52—59; H. С. Державин. Euchologium Sinaiticum. К вопросу о времени происхождения памятника.— В кн. Н. С. Державин. Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М.— Л., 1941, 215—231; J. Frček. К textové kritice Sinajského euchologia. Řeholní rituál.— «Slavia», 18, 1947—48, 31—46; T. Repp. Zur Kritik der kirchenslavischen Übersetzung des St. Emmeramer Gebets im Euchologium Sinaiticum.— ZfslPh, 22, 1953, 315—332; J. Hahn. Der Imperativ raci im Euch Sin.— «Münchener Beiträge zur Slawenkunde», München, 1953, 124—136; A. Vaillant. L’Eucologe du Sinaï. Particularités de la langue du texte.— «Byzantinoslavica», 21, 1960, 75—87; A. E. Карлинский. Древневерхненемецко-старославянская билингва из Синайского требника.— «Тезисы докладов, предназначенных для обсуждения на 1-й Всесоюзной конференции по вопросам славяно-германского языкознания», Минск, 1961, 79—82; A. Dostál. L’Eucologe Slave du Sinai.— «Byzantion», 36, 1966, 41—50; F. Sławski. Modlitewnik Synajski.— «Słownik starożytności Słowiańskich», 3, № 1, 1967, 272—273; A. E. Карлинский. Старославянская версия Сант-Эммерамской молитвы.— В кн.: «Типология и взаимодействие славянских и германских языков». Минск, 1969, 135—161; Ст. Кожухаров. Едва редакция на поместения в Синайския молитвеник чинъ надъ исповѣдаѭщимь сѧ в пергаментен препис от края на XIII в.— Сб. «Константин-Кирил Философ». София, 1969, 349—368; Z. Kurzová. Význam a užívání imperativu v Euchologiu Sinajském.— «Studia palaeoslovenica». Praha, 1971, 185—194; Она же. Atematické imperativy typu daidi v Euchologiu Sinajském.— «Slavia», 1971, 1—8; An. Nazor. Moshe Altbauer, Psalterium Sinaiticum, an 11th century glagolitic manuscript from St. Catherines’s monastery, mt. Sinai; I. Bujukliev. К charakteristike niektórych hapax legomena v Sinajskom euchologiu.— «ZbornÎk FF UK Philologica», 23—24, 1971—72, Bratislava, 1974, 215—220; П. Пенкова. Коментариите на Р. Нахтигал към изданието на Синайския евхологий и днешното състояние на проучванията върху паметника.— В кн.: «Nahtigalov zbornik». Ljubljana, 1977, 375—389; Е. Дограмаджиева. Обстоятелствени изречения в Синайския евхологий.— Там же, 47—67; В. Džonov. Die angeblichen gotischen Entlehnungen in der altbulgarischen Beichte und im St. Emmeram Gebet.— «Palaeobulgarica», I, 1977, № 3, 60—69; П. Пенкова. Лексикографическая характеристика Синайского Евхология.— «Советское славяноведение», 1978, № 2, 83—87; Б. Джонов. Сант-Емерамската молитва и нейното отношение към изповедната молитва от Синайския требник.— «Годишник на Софийския университет. Факултет класически и нови филологии», 74/3, 1984, № 3; В. Андреева. Старобългарската изповедна молитва от Синайския требник и нейното старонемско съответствие — Сант-Емерамската молитва. Сравнително-стилистичен анализ.— «Старобългарска литература», 17, 1985, 85—97. M. Bakker. The New Testament Lections in the Euchologium Sinaiticum. — Polata Knigopisnaia: Volume 25-26 (Dec. 1994). П. Пенкова. Речник-индекс на Синайския Евхологий. София, 2008. Т. Афанасьева. Cинайский Евхологий на фоне славянской традиции Евхология XIII-XV вв. (по материалам российских рукописных фондов). О Киевских листках и Синайском Евхологии см. также в работах более общего характера: J. Vajs. Indoles liturgiae Slavicae, cuius ritus fuerit liturgia Slavica a ss. Constantino et Methodio introducta, orien-talis ne an occidentalis.— «Acta VII conventus Velehradensis», Olomouc, 1937; J. Vašica. Slovanská liturgie sv. Petra.— «Byzantinoslavica», 8, 1939—1946, 1—54; F. Grivec. Ritus Liturgiae Slavicae.— «Acta Academiae Velehradensis», 17, 1941; Д. Чижевский. К вопросу о литургии св. Петра.— «Slovo», 2, 1953; S. Smržík. The Glagolitic or Roman-Slavonic Liturgy.— «Séries Cyrillomethodiana», vol. 2. Slovak Institute Cleveland-Rome, 1959; M. Lacko. The Cyrillo-Methodian Origin of the Byzantine-Slavonic and the Roman-Slavonic Liturgy.—« Slovak Studies, III, Cyrillo-Methodiana», Rome, 1963, 79—87; L. Pokorný. Liturgie pěje slovansky.— Сб. «Solunsti bratri», Praha, 1962, 158—191; Его же. Die slawische cyrillo-methodianische Liturgie.— C6. «Sancti Cyrillus et Methodius». Praha, 1963, 118— 126; Р. Якобсон. Тайная служба Константина Философа.— «Zbornik radova Bizantološkog instituta», knj. VIII, I. Mélanges Georges Ostrogorsky. Beograd, 1963, 153—166; F. Zagiba. Einige grundlegende Fragen des Cyrillo-Methodianischen liturgischen Gesanges.— «Sbornik prací fil. fak. Brno, F9, 1965, 403—415; A. Dostál. The Origins of the Slavonic Liturgy. «Dumbarton Oaks Papers», 19, Washington, 1965, 67—87; J. Vašica. Slavische Petrusliturgie.— «Anfänge der slavischen Musik». Bratislava, 1966, 23—34; E. Koschmieder. Wie haben Kyrill und Method zelebriert?—«Anfänge der slavischen Musik», Bratislava, 1966, 7—22; J. Laurenčík. К otázce slovanské liturgie sv. Petra.— «Studia palaeoslovenica», Praha, 1971, 201—214; V. Tkadlčík. Byzantinischer und römischer Ritus in der slavischen Liturgie.— «Wegzeichen. Festgabe zum 60. Geburtstag von H. M. Biedermann». Würzburg, 1971, 313—332; Б. Чифлянов. Богослужебният чин, проведен от св. братя Кирил и Методийв началото на тяхната Моравска мисия.— «Годишник на Духовната акад. «Св. Климент Охридски», т. XXII (XVIII) за 1972—73 г., София, 1976, № 4, 225—385; V. Tkadlčík. Slovanská liturgie svatého Petra.— «Duchovni pastyr», XXVI, 13—14, 22—26; Его же. Byzantský a římský ritus ve slovanské bohoslužbě.— «Duchovni pastyr», XXVII, 1978, 4—10; V. Konzal. Die Entwicklung der byzantinischen Liturgie und die Slaven.— «Beiträge zur byzantinischen Geschichte im 9.— 10. Jahrhundert». Praha, 1978, 283—299. Е. М. Верещагин. Кирилло-Мефодиевское книжное наследие. Межъязыковые, межкультурные, межвременные и междисциплинарные разыскания. С двумя приложениями. – М.: «Индрик», 2012 В качестве вспомогательной литературы: Gratz Lorenz Clemens. Euchologium Graeco-Latinum: complectens pias preces, meditationes hymnosque sacros. (Campoduni, 1838); Максимович К.А. Паннонские юридические памятники в древнерусской книжности. : дисс. …доктор филолог. наук : 10.02.01 / Максимович Кирилл Александрович. – М., 2007. Глава III. Пенитенциал “Заповеди святых отец”. С.360-503.Tarnanidis I. С. The Slavonic manuscripts discovered in 1975 at St. Catherine's Monastery on Mount Sinai. Thessaloniki, 1988. С. 65–87, 219–247. Афанасьева Т. И. К вопросу о порядке следования листов и составе Синайского глаголического Служебника XI века // Palaeobulgarica. 2005. № 3. С. 17–35. Афанасьева Т. И. Синайский Евхологий на фоне славянской традиции Евхология XIII–XV вв. (По материалам российских рукописных фондов) // Σπαράγματα Βυζαντινοσλαβικη†ς κληρονομίας: сб. ст. в честь 70-летия И. Тарнанидиса. Αθηνη, 2011. Σ. 59–84.
Техническая дата
1001-01-01
Век
XI в.
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти