Переписная книга перебежчиков с территорий, перешедших в 1617 г. к Швеции, оказавшихся в вотчине Александро-Свирского монастыря; 1650 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 3. Оп. 2. Д. 17. Л. 1–8.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Переписная книга перебежчиков с территорий, перешедших в 1617 г. к Швеции, оказавшихся в вотчине Александро-Свирского монастыря; 1650 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 3. Оп. 2. Д. 17. Л. 1–8.
Название
Переписная книга перебежчиков с территорий, перешедших в 1617 г. к Швеции, оказавшихся в вотчине Александро-Свирского монастыря 1650 г.
Вид (Тип)
Хозяйственная книга
Разновидность (характер)
Переписная книга
Инципит
Лета 7158-го генваря в 9 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу и по наказной памяти околничево и воевод князя Федора Федоровича Волконсково да Степана Парфеньевича Елагина приезжал в Троецкой монастырь Александровы пустыни Свирскаго чюдотворца целовалник посадцкой человек Пронка Холщевников и велел вычести государев указ келарю старцу Паисеи з братьею.
Эксплицит
Да она же, Анница, сказала: прежде сего, вышед ис Корелы, кормилася на Олонце Христовым имянем два годы..
Общее описание
Книга состоит из двух тетрадей по 4 листа, из которых текст только на первых 5, и представляет собой рукопись в 4˚. Скоропись, один почерк, одни чернила. Скреп нет
Подлинность
Подлинник
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: бумага XVII в., манера письма (скоропись), аутентичный формуляр.
Размеры
16,5×21,3 см
Количество листов
8
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Тетрадь
Формат листа / тетради
Цвет чернил
Коричневые
Способ линовки
Без предварительной разметки.
Комментарий к водяному знаку
Филигрань перевязь на гербовом щите с литерами D: Дианова, Костюхина, тип № 1045, 1046, 1047, 1048
Страна
Россия
Учреждение создания
Провенанс
Поступила в архив Ленинградского отделения института истории в 1932 г. из Археографической комиссии в составе массива документов Александро-Свирского монастыря
Издание / публикация
Не публиковалась
Состояние памятника
На всех листах пятна от воды и пятна неясного происхождения коричневого оттенка. На л. 3 на правом поле восковое пятно, на л. 4 край обгрызен мышами
Состояние надписи
Полностью читается
Дата составления описания
14.12.2022
Текст на языке оригинала
(л. 1) Лета 7158-го генваря в 9 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу и по наказной памяти околничево и воевод князя Федора Федоровича Волконсково да Степана Парфеньевича Елагина приезжал в Троецкой монастырь Александровы пустыни Свирскаго чюдотворца целовалник посадцкой человек Пронка Холщевников и велел вычести государев указ келарю старцу Паисеи з братьею. А вычте государев указ, им сказал, чтобы он, келарь старец Паисея з братьею, в своем монастыре и в монастырьской вотчине учинили сыск, а по сыску своему сказали вправду, хто у них в монастыре и в монастырьской вотчине в деревнях и в починках и по селам где живут с Свиские стороны перебещики, кореляне // (л. 1 об.) или латыши, в слушках или в работникех, и во крестьянех или в бобылех или в каких чинех нибуди, и хто сколко где годов живет посли вечного докончанья с Столбовского договору со 125-го году да по 156-й год. И которые будет есть вновь с Свиские стороны перебещики со 156-го году и по нынешнее время, и тех всех перебещиков, старых и новых, велел написати в книги подлинно порознь по статьям, не укрывая никово и не называя новых перебещиков старыми. И к тем книгам велел келарю старцу Паисеи з братьею руки свои приложити. И Троицково монастыря Александровы пустыни Свирскаго чюдотворца келарь старец Паисея з братьею, выслушав государев указ, и сколко сыскали у собя в монастыри и в монастырьской вотчине в деревнях Свиские стороны перебещиков, // (л. 2) и тому написали книги за своими братцкими руками. Сердоболец Куземка Иевьлев сын Кивроев живет в монастыри в наймех пятой год, а преж сего он в монастыре же жил два годы. Да он же сказал: прежде сего он, Куземка, жил на Москве в плотниках семь годов, да у моря в Кеми жил год, да в Кандалакши два годы, да в Соловецком монастыре жил девяти годов. Тогмозерец Гришка Кирилов сын живет в монастыри в наймех четвертой год. Да он же, Гришка, сказал: кормился-де он в Кондушах и на Олонце Христовым имянем пять годов. // (л. 2 об. ) С Соралы Симашко Данилов сын живет в монастыре в наймех семнатцать годов. З Шуйстомы Петрушка Никитин сын лежит в болнице в монастыри седмой год. Да он, же Петрушка, сказал: дети-де его, Петрушкины, четыре сына живут в Корелы на Шуйстомы. С Сердоболского погоста Якушко Дмитриев живет в монастыре и в монастырьской вотчине в Кондушах в наймех семь годов. Да он же, Якушко, сказал: прежде того жил-де он на Москве в плотниках год. // (л. 3) Да в монастырьской вотчине в Кондушах тогмозерец Сергушка Ефимов вышел ис Корелы до мирного договоры, а за монастырем живет на деревенском участки тритцать пятой год. Да два брата его, Сергушкины, Сенка да Никитка Ефимовы, живут в Кондуской же волостки в наймех дватцать третей («тей» в ркп. вписано над строкой ) год. Да они же сказали: в тех же де годех Никитка жил на Москве семь годов, а Семка-де жил на Сяси два годы. С Китеского погоста Родка Васильев сын живет в Кондушах в бобылех дватцать шестой год. С Кирьянского погоста Евсейко Тимофеев живет в Кондушах по наймям пятой год. // (л. 3 об.) Да он же сказал: преже-де сего он жил на Тихвине и на Вороной и в Загубьи пять годов. Нищей Ивашко Ларионов родом латыш, кормится по миру, а на подворьи живет в Кондушах четвертой год. Да он же сказал: преже-де сего он жил в Тервизском погосте за митрополичьим сыном боярским за Иваном Левш(ск?)им семь годов. Нищей Ивашко Петров сын сказался родом Лопских погостов с Селех, а жил-де он с коневалом в Корелы в Ыломанском погосте осмии годов. А от коневала-де вышед, в том же месте жил три годы. Да с Корелы-де вышед жил в Олонецком погосте в Вешелюси семь годов да // (л. 4) в Туломозеры жил десять годов. А в Кондушах в монастырьских живет двенатцать годов. В Люговичах Павелко Дедов сказался родом туломозерец Олонецкого погоста, в Корелы жил в Ымбаласком погосте десять годов, а вышел-де ис Корелы в смоленскую службу тому шестьнатцать годов. В Пиркинском погосте жил за Софейским сыном боярским за Фролом Нееловым три годы в Шаменичах, а за монастырем в Люговской волости живет третейнатцатой год. Сердоболец Гришка Семенов живет в Люговской волости, безпашенной бобыль, пятнатцать годов. Да он же, Гришка, сказал: в той же-де в Люговской волостки жил преже сего за Софенским сыном боярским за Григорьем // (л. 4 об.) Саблиным семь годов. Да в монастыри же живет вново, пришел с Тихвины в прошлом во 157-м году в другую неделю великого поста. Сердоболец Степашко Дмитриев Безногой, а жить-де ему по завету в монастыри год. Да он же, Степашко, сказал: жил-де он преж сего на Тихвины и по деревням около Тихвины шесть годов, кормился Христовым имянем. Скорьянского погоста Куземка Филипов живет в монастыре в наймех с прошлого поста пятдесят седмаго году с Ыльина дни. Да он же, Куземка, сказал: прежде сего он жил за Новым городом на Винах четыре годы, кормился // (л. 5) Христовым имянем, да в Олонецком погосте жил в обжах полтора годы. Нищая вдова Сердобольского погоста Матроница Иванова дочь живет в Колдуской волости на подворьи с прошлого со 157-го году с Петрова дни, кормитца Христовым имянем. Да она же, Матроница, сказала: преже-де сего она жила за Олонцею в Видлицах год да в Тулоксы год. Да на Олонце у Семена Годунова жила год, да на Олонце же скиталася по миру два годы. Нищая вдова с Корелы города Февроньица Петрова дочь живет в монастыри на коровьи дворе, платье моет из найма осмой год. А дочь свою выдала Еленку за монастырького бобыля в Колдускую волость за Михалку Иванова. Да она же, Февроница сказала (слово «сказала» вписано над строкой другими чернилами): родом-де я немка, а крещена-де я // (л. 5 об.) и з дочерью своей с Веленкою в Олонецком погосте на Тулоксы. Унгонемского погоста нищая вдова Анница Иванова дочь живет в Кондуской волости седмой год, кормитца Христовым имянем. Да она же, Анница, сказала: прежде сего, вышед ис Корелы, кормилася на Олонце Христовым имянем два годы.
Комментарий линвистический
Статьи книги написаны грамматически нормативным русским языком с характерными особенностями XVII в.
Техническая дата
1650-01-09
Дата создания (внутренняя датировка)
Лета 7158-го генваря в 9 день...
Дата создания, от
1650
Дата создания, до
1650
Дата создания (точная)
1650-01-09
Обоснование датировки
Дата, на основании которой составлен документ, указана в преамбуле на л. 1: «Лета 7158-го генваря в 9 день…».
Комментарий хронологический
Книга составлена вскоре после заключения 19/29 октября 1649 г. Стокгольмского договора между Россией и Швецией и выдаче перебежчиков
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Составление книги связано с заключением 19/29 октября 1649 г. Стокгольмского договора между Россией и Швецией и выдаче перебежчиков за последние годы и выплате Россией компенсации за перебежчиков более ранних лет
Комментарий палеографический
Систематически используется звательце над буквой «и» отдельностоящей или в начале слова. Своеобразное начертание буквы «д» с длинным хвостом без петли.
Комментарий дипломатический
В книге нет заголовка, имеется распространенная преамбула, далее идут стереотипно составленные статьи, в большинство из которых включены свидетельства перебежчиков
Топонимический комментарий
Книга составлена в Александро-Свирском монастыре

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти