Отписка слуг Успенского Тихвинского монастыря Ефима Васильева и Захара Иванова; 1660 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 3. Д. 260. Л. 1.

Категории

Рукописи кириллического алфавита: акты и памятники делопроизводства XII–XVII вв.

Идентификатор
Отписка слуг Успенского Тихвинского монастыря Ефима Васильева и Захара Иванова; 1660 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 3. Д. 260. Л. 1.
Название
Отписка слуг Успенского Тихвинского монастыря Ефима Васильева и Захара Иванова с московского подворья архимандриту того же монастыря Иосифу и келарю старцу Ионе Баранову с братией о ходящих в Москве слухах о проведении нового сбора ратных людей с вотчин новгородских монастырей и о назначении боярина Ивана Семеновича Прозоровского в посольство для переговоров со шведами. 1660 г. ноября 28. Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Картон 3. Д. 260. Л. 1.
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Отписка
Самоназвание
Грамотка
Инципит
Пречестные и великие обители Успения Пречистые Богородицы и чюдотворного Ея образа Одигитрия Тихфина монастыря государю архимариту Иосифу и государю келарю великому старцу Ионе еже о Христе з братьею…
Эксплицит
Чаю отпуски от тайных дел, и боярину князю Якову Куденетовичю бил челом, что у дьяка тайных дел спросить, и он и рекся, да не таки дела зашли.
Общее описание
Текст отписки написан скорописью на л. 1–1 об., состоит из 48 строк. На л. 1 об. адрес получателя. Документ был сложен в конверт традиционно на 6 частей, затем еще вдвое. По всем шести частям листа прорези для крепления печати. Печать утрачена, имеется полоска бумаги для ее крепления и пятна от воска на лицевой и оборотной стороне конверта. На л. 1 об. пометка почерком XX в. красным карандашом «4 / IV.»
Подлинность
Подлинник
Аргументация подлинности
Совокупность признаков: манера письма (скоропись), аутентичный формуляр. Наличие следов пересылки документа: следы крепления печати, адрес на конверте.
Размеры
16,5х42,5 см
Количество листов
1
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Столбец
Цвет чернил
Черный
Комментарий к водяному знаку
Водяной знак – Голова шута (нижняя часть знака), контрамарка латинские буквы DIEAYDE, типа — Дианова Т.В., 1997, № 473 (1660–1665 гг.). Расстояние между понтюзо 2,2–2,4 см.
Страна
Россия
Провенанс
Документ отложился в фонде Успенского Тихвинского монастыря Архива СПбИИ РАН (Ф. 132), переданном в Археографическую комиссию из Новгородского общества любителей древностей в 1625 г.
Состояние памятника
Состояние основы хорошее. На обороте конверта потертости и загрязнения, на сгибах сильные. На л. 1 на левом поле небольшие загрязнения в виде следов жизнедеятельности насекомых. По верхнему и нижнему срезам листа следы клея. Документ реставрирован.
Состояние надписи
Утрат основы с текстом нет.
Дата составления описания
14.12.2022
Текст на языке оригинала
Пречестные и великие обители Успения Пречистые Богородицы и чюдотворного Ея образа Одигитрия Тихфина монастыря государю архимариту Иосифу и государю келарю великому старцу Ионе еже о Христе з братьею дому Пречистые Богородицы и вашея святыя паствы слушки Ефимко Васильев, Захарко Иванов у вас, своих государей, отеческаго вашего святаго благословения прося, пад на землю, челом бьют. Изволите, государи, спросить, и на Москве на вашем монастырьском подворье Божиею милостию и Пречистые Богородицы Ея помощию и заступлением и вашими отеческими святыми молитвами ноября по 28 день все по здорову. Да слышал я, Ефимко, зде у многих нарочитых ведущих людей, хотят де посылать в Великий Новгород великого государя указ и перепищиков, писать по всем монастырем слуг, сколько в котором монастыре есть, и имать в райтары. Про то неведомо, всех ли имать или колького человека. А одноконечно будет о том государев указ, неведомо только никоторого приказу. Я беспрестанно того стерегу и хочю бить челом великому государю, чтоб с нашего монастыря не имать, что у нас город и осада особая. И нечто тот великого государя указ послан будет от тайных дел, а мне не проведаетца. И вам бы, государи, пожаловать, приказать в Новегороде того стеречь накрепко и ко мне к Москве ведом дать. И я, ваш работник, о том бы рад промышлять, елико Пречистая Богородица помощи подала. Чаять милости государевы, что с нас имать и не укажет для своего города и осады. Да в здешние московские во все монастыри государев указ и во всю землю, окроме Новагорода посланы зборшики, збирать и, описывая, выводить с крестьянских и з бобыльских з дватцати дворов служивово конного и оружейного да четыря пеших с топорками. И в Новгород одноконечно чаять такова же государева указу, многих я слышал, и о том бы вам, государем, безвести меня здесь не держать же. А боярину князю Ивану Семеновичю Прозоровскому скаска была ноября в 26 день // (л. 1 об.) на посольство итти с немцами. А чаять ему отпуску с Москвы с Рождества Христова и кончее с Крещенья Господня. Не здумает ли заехать Богородице молитца и у отца на гробе простица. По сем у вас, своих государей, святаго вашего благословения прося, пав на землю, челом бьет. Да, великие государи, промыслить з государевых грамот списки, по которым отданы деньги в софейскую казну да в Юрьев монастырь. И те списки ко мне прислать, за тем нашо дело стало одноконечно. Чаю отпуски от тайных дел, и боярину(1) князю Якову Куденетовичю бил челом, что у дьяка тайных дел спросить, и он и рекся, да не таки дела зашли. (1) В рукописи написано по стертому. (На л. 1 об. адрес): Отдать сия граматка в Великом Новегороде на Федорове улице на тихфинском подворье стряпчему старцу или слуге, хто есть. А будет же стряпчего нет, отдать дворнику, а ему сослать не задержав ни часу на Тихвину в Тихфин монастырь ко властем.
Техническая дата
1660-11-28
Дата создания (внутренняя датировка)
28 ноября
Дата создания, от
1660
Дата создания, до
1660
Дата создания (точная)
1660-11-28
Обоснование датировки
1) В тексте упоминается дата написания отписки — 28 ноября; 2) И.С. Прозоровский вел переговоры в Кардисе с марта по июнь 1661 г., а в отписке упоминается о том, что он только собирается ехать на переговоры.
Век
XVII в.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти