Василий Великий. Книга о постничестве; 1388; ГИМ; Чуд. 10
Категории
Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы
Идентификатор
Василий Великий. Книга о постничестве; 1388; ГИМ; Чуд. 10
Название
Василий Великий. Книга о постничестве; 1388; ГИМ; Чуд. 10
Количество листов
215
Историческая справка
Старые шифры. Василия Великого творения / О постничестве Василия Великого. Согласно записи на л. 216 об. рукопись создана для архимандрита Якима в 6896 (1388) г. В Троицкой летописи упоминается о некоем архимандрите Якиме, который в 1386 г. обновил обветшавшую церковь «и исполни ю книгами и иконами», воздвиг кельи, оградил монастырь, собрал монахов, устроил общежительство и привел игумена Ивана (М. Д. Приселков. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М. — Л., Изд-во АН СССР, 1950, стр. 430). Монастырь не назван, но, судя по другим тут же помещенным московским известиям, это московский монастырь, а так как рукопись принадлежала Чудову монастырю, то, вероятно, это Чудов монастырь, который пришлось обновлять после разорения Москвы ханом Тохтамышем в 1382 г. Архимандрит Яким (Иоаким) наполнил монастырь книгами и иконами. По-видимому, книга о постничестве была написана в 1388 г. его «замышленьем», являясь, таким образом, достоверно известной древнейшей рукописью Чудова монастыря. У Строева («Списки русских иерархов». СПб., 1877, стр. 162) архимандрит Чудова монастыря Иоаким упомянут под 1416 г. Хронологический комментарий: Рукопись датируется по записи на л. 216 об. Об ошибке в дате писал Щепкин В.Н. в «Русской палеографии»: «Ошибки в написаниях дат старой книжности встречаются иногда в сотнях. Так, в Постничестве Василия Великого, Чудовской пергаменной рукописи, писанной уставом и дренейшим полууставом, находим дату, т.е. цифры 6000, 800 и 900, 90 и 6. Таким образом можно колебаться между датами 6896 и 6996. К пергамену и к почерку рукописи подходит только первая дата: 6896=1388 г». Также время ее написания подтверждается анализом почерка писца, «чернеца Антонья». Он представляет собой особый тип, который мы можем найти в значительном числе русских рукописей конца XV столетия. В этом почерке осуществляется попытка примирить представления о «нормальной», традиционной русской книге с появляющейся новой идущей с Балкан модой. Исходя из этого, рукопись Слов постнических Василия Великого должна быть сближаема по почерку с такими рукописными книгами рубежа XIV–XV веков, как «Тактикон Никона Черногорца 1397 г.», «Первое Евангелие Никона Радонежского», Евангелие из собрания М. ПП. Погодина № 213 или «Зарайское» Евангелие 1401 г., и датирована этим же временем. После числа 800 написано еще 900, но это второе число, по мнению Щепкина В.Н. попало сюда случайно. А. Л. Лифшиц в работе «К датировке рукописи ГИМ Чуд.10 («Слова постнические Василия Великого»)» пишет, что наиболее правдоподобным является предположение, что рукопись написана в 6906/1398 году Действительно, с одной стороны, Слова постнические Василия Великого из Чудовского собрания выглядят так, как должна была бы выглядеть обычная русская рукописная книга XIV в.: довольно большой размер пергаменного листа (30,4 х 22,5 см), письмо в два столбца, текст, который начинается на обороте первого листа (то есть лицевая сторона листа является также и защитной), декоративные элементы, предваряющие текст, которые помещаются в одном столбwе, а не распространяются на два, как в рукописях более позднего времени. С другой стороны, мы видим, что рукопись написана не уставом, как следовало бы ожидать от украшенной лицевым изображением рукописи 1388 г., а несколькими полууставными почерками. Кроме того, помещение в столбце перед текстом выходной миниатюры вместо, например, традиционной тератологической заставки — уникальное явление для русской да, кажется, и вообще славянской письменности древнейшего периода.
Цифровая копия
Шифр
Чуд. 10.
Место хранения и шифр
Государственный исторический музей; Москва. ГИМ; Чуд. 10.
Размеры
(29,5(30,4?)х22,5 см)
Язык
Материал
Формат листа / тетради
2º
Учреждение хранения
Библиография
Вздорнов Г.И. Книгописание и художественное оформление описей в московских и подмосковных монастырях до конца первой трети XV ' ТОДРЛ. Т.22. М.; Л., 1966. С. 124; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV вв. М., 1980. С.78–80, кат. 32 Лазарев В. Н. Живопись и скульптура великокняжеской Москвы. / История русского искусства, т. III. Изд. АН СССР, М., 1955, стр. 91, 94. Петров П. Н. Книгохранилище Чудова монастыря, стр. 143; Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.—Л., 1950, стр. 430; ПСРЛ, т. XXV, стр. 196; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. СПб., 1877, стлб. 162; Шеламанова Н. Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно) // Археографический ежегодник за 1965 год. М.: Наука, 1966. №551; Щепкин В. Н. Русская палеография. М.: Наука, 1967, с.151; Щепкин В. Н. Учебник русской палеографии. М., 1918, стр. 140; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н., Костюхина Л. М., Голышенко В. С. Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. // Археографический ежегодник за 1964 год, М., 1965. С. 176; Смирнова Э.: Русская рукопись «Постнических слов Василия Великого» рубежа XIV–XV веков / Зограф, № 56․ М., 2013. с. 171–178; Тихомиров М. Н. Записи XIV–XVII веков на рукописях Чудова монастыря // Археографический ежегодник за 1958 г. М. 1960. С. 13.