Житие Симеона Столпника и Пандекты Никона Черногорца; 1296; ГИМ; Син. 836

Категории

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Житие Симеона Столпника и Пандекты Никона Черногорца; 1296; ГИМ; Син. 836
Название
Житие Симеона Столпника и Пандекты Никона Черногорца; 1296; ГИМ; Син. 836
Количество листов
178
Историческая справка
Место создания неизвестно. Рукопись датируется 1296 г. (6804 г.) на основании писцовой записи. Рукопись не была включена в СК XI–XIII, так как его составители посчитали, что палеографические особенности памятника указывают на более поздний период, и предположили, что писец, указавший дату, ошибся на столетие (см. [Райнхарт, Турилов 1990: 40]). Ошибка была исправлена уже составителями СК XIV. Отметим, что рукопись действительно содержит некоторые прогрессивные палеографические черты, однако принадлежность ее концу именно XIII столетия не должна вызывать сомнений. «Въ лето 6804 кончаны быша книзы сия...» - дата, указанная в записи, вызывала сомнения у исследователей. Составители описания пергаменных рукописей ГИМ высказывали предположение о том, “что писец XIV в. ошибся в цифре сотен и поставил «sцд» вместо «swд»., т. е. 1396 г., или списал дату с оригинала конца XIII в.” (Щепкина и др. Описание. Ч. 1. С. 160. Примеч. 62). Это мнение базируется на том, что почерк записи и той части основного текста, где она расположена, имеет черты XIV в. Сведения о голоде в Суздальской земле скорее подтверждают правильность даты 1296 г. «...месяца июля въ 11 на память святои мученщы Еуфимьи...» - как и указано в записи, 11 июля отмечалась память св. великомуч. Евфимии. «...Того ж лета бысть пооскоудоу хлъба, а въ Суждальскои земли голодъ бяше, мнози хоудии идяхоу в Новгородьскоую волость кормитъся...» — в исследованиях по истории неурожаев и погоды в Восточной Европе содержатся сведения о сильном голоде на Руси в 1295–1297 гг. (Бараш С.И. История неурожаев и погоды в Европе. Л., 1989. С.92). В 1395 г. отмечались местные недороды в Центральной и Восточной Европе. 1396 и 1397 гг. на Руси были среднеурожайными, но отнюдь не голодными (см.: Бараш С.И. Указ. соч. С. 127). Эти данные подтверждают правильность даты записи. Содержащийся намек на междоусобия (“...не имья бо любъви межи собою...”) скорее указывает на конец XIII, а не XIV в. «…то же бяше все по грехомъ нашимъ, не имъяхомъ бо любъви межи собою, нъ зависть, нъ сънедахоу дроугъ дроуга завистию, яко же рече пророкъ: Снъдающе люди моя въ хлеба место, господа не призваша...» - Запись содержит намек на княжеские междоусобия конца XIII в., подкрепленные цитатой из Псалтири: “Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?” (Пс., 13;4). А. А. Покровский по имени счетчика определил, что рукопись поступила на Московский печатный двор из Пскова в 1679 г. Передана в Патриаршую библиотеку в 1788 г. Кодикологический комментарий: л. 1–24 отделяются; на некоторых листах имеются зашитые и незашитые дыры. Л. 121 – текст на две трети смыт (соскоблен), сохранились лишь 8 нижних строк, на л.1 -затерт. Частично сохранилась первоначальная нумерация тетрадей (тетради 7–15, л.56 об. – 120 об.). Л.180 об. Первоначального текста не имеет. Л. 111, 124, 133 - надрезаны и загнуты для заметок. Устав нескольких почерков в два столбца. В СК XIV выделяются два почерка. В работе [Райнхарт, Турилов 1990: 40] пишется о трех почерках. Ладыженский И.М. в работе 2021 выделяет четыре. Второй писец сменяет первого на л. 8 об. и пишет до тех пор, пока его не сменяет третий (второй по СК XIV).
Цифровая копия
Шифр
Син. 836
Место хранения и шифр
Государственный исторический музей (г. Москва); Син. 836
Размеры
23,4 х 15,5
Материал
Формат листа / тетради
Библиография
Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV вв. и их указатель. СПб, 1897. С. 84, 544; Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. М., 1855–1869, Отд. 2, ч. 3. С. 1–6. №217; Дурново Н. Н. Введение в историю русского языка. Брно, 1927. С. 44; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 47; Ладыженский И. М. О палеографических методах датирования: краткий обзор датированных почерков второй половины XIII – первой половины XIV в. М. 2021. С. 69; Максимович К. А. Пандекты Никона Черногорца в древнерусском переводе XII в. (юридические тексты). М., 1998. C. IX, XI, 1–470; Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское письменное наследие. М., 1916. С. 158, 172, 178, 180, 181, 239; Райнхарт И., Турилов А. А. Будапештский глаголический отрывок: Древнейший славянский список Жития Симеона Столпника // Slovo. Zagreb, 1990. С. 39–40; Розов Н. Книга Древней Руси XI—XIV вв. М., 1977. С. 103; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV в. Вып.1. М.2002. с. 618. д32; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X–XIV вв.). СПб., 1882. Стб. 155; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (Х-XIV вв.): Прилож.: Снимки с памятников. 2-е изд. СПб., 1898. Т. 28. Кн. 1. Прил. 1. № LV. С. 217–296; Столярова Л. B. Записи исторического содержания XI–XIV веков на древнерусских пергаменных кодексах // Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы и исследования. 1995. М., 1997. С. 32–33, 68; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XV вв. М., 2000. С. 157–159; Турилов А. А. Предисловие (Опыт авторецензии) // Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР» (М., 1986). М., 1993. С. 22; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н., Костюхина Л. М., Голышенко В. С. Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. // Археографический ежегодник за 1964 год, М., 1965. С. 159–160 (с датой: 1296 или 1396 г.).
Люди, связанные с кодексом
Техническая дата
1296-01-01
Век
XIII в.
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти