Параклитик; 1386; ГИМ; Син. 838
Категории
Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы
Идентификатор
Параклитик; 1386; ГИМ; Син. 838
Название
Параклитик; 1386; ГИМ; Син. 838
Количество листов
182
Историческая справка
В выходной записи говорится, что эта рукопись была заказана «к святому апостолу Петру и Павлу на Сиротькино», т. е. предназначалась для псковского монастыря Петра и Павла в Сироткино (Сереткино). Скорее всего, заказ Параклитика был корпоративным: перечисленные в записи «поп» Фодор (Федор), игумен Матфей и церковный староста Дионисий Буяцкович упомянуты лишь как гаранты того, что заказанный кодекс действительно поступит в качестве вклада в Петропавловский монастырь. В монастыре рукопись хранилась до отправления в Москву. Там она поступила в Патриаршую библиотеку в 1788 г. Рукопись датируется по записи на л. 182 об. Можно уточнить информацю о дате создания рукописи по выходной записи на л. 182 об.: «В лето 6894 (пр. 1386)…; ... Того же лета погоре Пьсковь городъ всь...; … А списаны быша книгы сия на память святого пророка Ильи...» — упоминание о псковском пожаре находит подтверждение в летописях: «В лето 6894. Погоре весь Псковъ и посади около города, мало бог Детинца оублюде: а загореся маиа в 8, в 6 час дни, а до 9-го часа весь град погоре. Того же лета и Новгород погоре» (ПЛ. Вып. 2. С. 29). Известие записи о пожаре в Пскове в 1386 г. позволяет уточнить день и месяц завершения Параклитика писцом Стефаном Засковичем. В ней упомянуто, что рукопись была закончена «на память святого пророка Ильи», тогда же была составлена и публикуемая выходная запись. День памяти пророка Ильи отмечался дважды в году: 20 июля и 3 ноября (см.: Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 218, 343). Из летописи ясно, что пожар в Пскове начался 8 мая 1386 г. То, что это трагическое событие нашло отражение в выходной записи писца Параклитика, позволяет предположить, что оно имело место незадолго до окончания работ над кодексом и написания записи. Поэтому 20 июня 1386 г. кажется наиболее вероятным днем составления рассматриваемой записи. Не исключено, что рукопись, предназначенная для псковского монастыря, писалась в Новгороде. В данном случае только подробный кодикологический анализ мог бы дать ответ если не о происхождении Параклитика, то по крайней мере о том, традиций псковской или новгородской школы книгописания придерживались писцы этой рукописи, и, в частности, дьяк Стефан Заскович. Столярова Л. В. считает, что выходная запись от имени Стефана Засковича была написана почерком, отличным от почерков основного текста, иными, более светлыми и низкокачественными чернилами. Возможно, запись была составлена уже после поступления готового кодекса в Середкин монастырь в качестве вклада. Это может свидетельствовать о новгородском происхождении кодекса. В пользу псковского происхождения Параклитика как будто свидетельствует то, что в выходной записи от имени дьяка Стефана говорится о пожаре Пскова («...погоре Пьсков город всь»), тогда как о пожаре Новгорода того же года умалчивается. Вместе с тем сведения о пожаре 6894 г. в Новгороде и Пскове нашли отражение в летописях: «...погоре весь Псковъ и посади около города, мало Бог Детинца оублюде: а загорелося маиа в 8, в 6 час дни, а до 9-го часа весь град погоре. Того же лета и Новъгород погоре». Впрочем, учитывая, что выходная запись была сделана не писцом и, возможно, уже в Середкином монастыре, есть основания предположить, что, переписанная в Новгороде, рукопись получила выходную запись позднее в Пскове. Именно там она пополнилась сведениями, касающимися псковской, а отнюдь не новгородской жизни.
Цифровая копия
Шифр
Син. 838
Место хранения и шифр
Государственный исторический музей (Москва); Син. 838
Размеры
28 x 21,5
Язык
Формат листа / тетради
2º
Учреждение хранения
Библиография
Горский А., Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. М. 1862. отд. III, ч. 2, С. 474–483, № 420; Дурново Н. Н. Введение в историю русского языка. 1-е изд. Брно, 1927. С. 48, № 144; Каштанов С. М., Столярова Л. В. Книга в Древней Руси 11–16 вв. М. 2010. С. 236-237; Лабутина И. К. Историческая топография Пскова в XIV–XV вв. М., 1985. С. 165; Михеев С. М. Еще раз о записях попа Саввы и других писцов псковского Изборного октоиха 1374–1375 годов // Новгород и Новгородская земля. Письменность и Книжность. Материалы научно-практической конференции 24–26 сентября 2019 года. Великий Новгород, 2021. С. 27–36; Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское письменное наследие. М. 1916. С. 160, 240; Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2; Савва. арх. Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки. М.1858. С. 276, 277; Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1997. Т. 1–3; Соболевский А. И. Очерки по истории русского языка. Киев, 1884. С. 130; Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент. СПб., 1884, табл. LXXV, № 27; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XIV вв. М. 2000. С. 352—353, № 348—349; Шеламанова Н. Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно) // Археографический ежегодник за 1965 год. М.: Наука, 1966. № 546; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н., Костюхина Л. М., Голышенко В. С. Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. // Археографический ежегодник за 1964 год, М., 1965. С. 175
Автор(ы) описания