Евангелие тетр Никона Радонежского; ок. 1399 г.; РГБ; ТСЛ III 6

Категории

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Евангелие тетр Никона Радонежского; ок. 1399 г.; РГБ; ТСЛ III 6
Название
Евангелие тетр Никона Радонежского; ок. 1399 г.; РГБ; ТСЛ III 6
Количество листов
194
Историческая справка
В Сводном каталоге славяно-русских рукописей XIV в. кодекс датируется 1399 г. под вопросом. В Троице-Сергиевом монастыре книгописание было особо развито при Никоне Радонежском (около 1395—1427 гг.). Никон был цепким, стяжательным хозяином. В отличие от Сергия, совмещавшего в себе игумена и крупного церковного и государственного деятеля, неоднократно исполнявшего ответственные поручения митрополита и великого князя, у Никона на первом плане стояли исключительно местные интересы, заботы о расширении, обогащении и благоустройстве обители. Исполнял он свои обязанности игумена ревностно, и к вящей славе Сергия и самого себя ему удалось поднять монастырское хозяйство на такую высоту и завести в нем такой образцовый порядок, что это наложило отпечаток даже на переписку книг. Она приобрела черты последовательного занятия большой группы иноков, которые, вероятно, были обязаны нести монашеское послушание исключительно по части книгописания, т. е. безостановочно пополнять монастырскую библиотеку все новыми и новыми списками Священного писания, богослужебных текстов, а особенно произведениями аскетическо-созерцательной богословской литературы. Монастырское предание Троице-Сергиевой лавры присваивало самому Никону три книги — один Служебник и два Евангелия. В XVII в. каждая из этих рукописей была снабжена соответствующей надписью, что она «чудотворца Никона», и с этим обозначением каждая вошла в Опись 1642 г. Все они сохранились: Служебник и одно Евангелие — в собрании рукописей ризницы Троице-Сергиевой лавры, а второе Евангелие — в собрании рукописей Московской духовной академии. Рукопись находилась в монастыре, вероятно, со времени ее создания, но хранилась в «книгохранительнице». С образованием Лаврской семинарии (1747 г.) передана туда, но в 1805 г., по распоряжению митрополита Платона (Левшина), с рядом других рукописей возвращена в Троице-Сергиеву лавру и помещена в Ризнице. В 1920 г. рукопись (с другими памятниками) передана в Сергиевский филиал государственного Румянцевского музея, постоянно экспонировалась на выставках. Перевезена в ГБЛ 11 марта 1931 г. По характеру письма и орнамента Г.И. Вздорнов относит Евангелие к XIV в. Оно, вероятнее всего, было написано одновременно со Служебником Никона Радонежского (ф. 304. III, № 8), хотя сказать наверняка, раньше или позже его, конечно, трудно. Условно рукопись можно датировать началом 80-х годов XIV в. Косвенно на это время указывает и киноварный рисунок на л. 24 об., не имеющий отношения к тексту и изображающий фасад одноглавой каменной церкви. В Троице-Сергиевом монастыре в те годы каменного собора еще не было. В серпуховском Высоцком монастыре он был, и если рисунок навеян его автору каким-то конкретным зданием, то естественно предполагать, что это был собор Высоцкого монастыря, построенный около 1381 г. Рисунок, разумеется, сделан по памяти, и для обоснования предположения, что рукопись написана в Серпухове, а не в Троице-Сергиевом монастыре, в расчет его принимать нельзя. Евангелие могло быть написано в обоих монастырях.
Сохранность
По Г.И. Вздорнову, пергамен Евангелия отличался прекрасной выделкой, тонкий и белый. На данный момент выделка пергамена разного достоинства; пергамен немного покоробился. Ткань переплета вытерлась и порвалась, в корешке подклеена синей материей.
Цифровая копия
Шифр
ф. 304/III, собр. библиотеки ризницы Троице-Сергиевой Лавры, ед. 6
Место хранения и шифр
Российская государственная библиотека (Москва); ф. 304/III, собр. библиотеки ризницы Троице-Сергиевой Лавры, ед. 6
Размеры
13,1 x 10–10,3 см
Материал
Формат листа / тетради
Библиография
Леонид (Кавелин), архим. Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1880. С. 23–24, № 6; Воскресенский Г.А. Алексиевский список Нового Завета и четвероевангелие преп. Никона, Радонежского чудотворца // Богословский вестник. 1893. Т. 3. № 7. С. 167—173; Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 256, 198; Олсуфьев Ю. Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевской лавры. Сергиев, 1921. С. 8—9; Ухова Т. Б. Миниатюры, орнамент и гравюры в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки ОР ГБЛ. 1960. Вып. 22. С. 148; Вздорнов Г.И. Книгописание и художественное оформление рукописей в московских и подмосковных монастырях до конца первой трети XV в. // ТОДРЛ. Т. 22. М.; Л., 1966. С. 133–134; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV веков. М., 1980, № 45; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV век. М., 2002. Вып. 1: (Апокалипсис — Летопись Лаврентьевская) / ред. кол.: О. А. Князевская, Н. А. Кобяк, А. Л. Лифшиц, Н. Б. Тихомиров, А. А. Турилов, Н. Б. Шеламанова. С. 451-453, № 303.
Люди, связанные с кодексом
Техническая дата
1399-01-01
Век
XIV в.
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти