Евангелие апракос; 1400–1401; ГПНТБ СО РАН; Тих. 1

Категории

Музыкальные рукописи

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Евангелие апракос; 1400–1401; ГПНТБ СО РАН; Тих. 1
Название
Евангелие апракос; 1400–1401; ГПНТБ СО РАН; Тих. 1
Количество листов
188
Историческая справка
Исторический комментарий. Обнаружена была эта рукопись академиком М. Н. Тихомировым, который считал, что «Евангелия имеет большое значение для истории белорусского языка». Евангелие указывает на ряд исторических фактов. Так, мы узнаем, что Соборная площадь в городе Друцке была поставлена в 1001 г. (6509 г. по древнерусскому счету). Следовательно, и христианство в Беларуси утвердилось уже через 13 лет после Крещения Руси в 988 г. Это и прямое указание на то, что Друцк существовал уже в Х веке. «Запись друцкого князя Василия Михайловича, писал Тихомиров, представляет собою жалованную грамоту, данную церкви Богородицы в Друцке на село Моравьиничи, которое князь отдает церкви вместе с людьми и со всеми доходами, с полями и лугами…». Согласно первой записи, князь Василей Михайлович и его жена Василиса принесли в дар церкви Св. Богородицы в Друцке (ныне агрогородок в Толочинском районе Беларуси) рукопись Евангелия. Этот князь (далее в тексте записи речь идет от одного лица) передал в пользу указанной церкви (по тексту записи - Св. Богородице) село Моравьиничи со всеми людьми, платежами, в том числе медовой данью, и повинностями («со всеми пошлинами»), селищами (заброшенными поселениями) и «пожнями», десятину от урожая ржаного хлеба с села Видиничи. В соответствии с решением князя «пошлина» с упомянутой медовой дани, шедшая ранее на ключника, была записана пономарю, служившему при церкви. Пять пудов меда, которые давал в качестве дани человек, живший на «Поротвине земли», должны были перейти проскурнице для исполнения надгробных песнопений – заупокойных «канунов». «На память» по душам супружеской четы, т. е. для поминовения (правда, в записи говорится о поминовении лишь Василья Михайловича, но, скорее всего, подразумевается и его жена), указанной церкви была передана медовая дань в размере полулуконья, которую платил человек Яким, живший «на Худаве». Князь Василей Михайлович, обратившись к детям, просил их не нарушать договор, исполнить его волю, связанную с поминовением души, и оставил заклятье для нарушителей договора: «А кто иметь поискывати, тотъ дасть отъветъ передъ Б(ого)мь на Страшнемь суде». Из записей на полях видно, что Евангелие сначала находилось в соборе Святой Богородицы в Друцке, потом у виленского горожанина Конона, затем у новгородского архиепископа Феодосия Яновского. Впоследствии у академика М. Н. Тихомирова, изучалось им. В 1965 году академик передал своё собрание летописей и древних рукописей библиотеке Сибирского отделения РАН (ГПНТБ), где Евангелие находится на данный момент. В научной библиотеке НАН Беларуси есть фотокопия Евангелия. Хронологический комментарий: 6909/1400–1401 (1401–1402?) Датируется по записи писца на л. 188 в-г В «Сводном каталоге славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV век» (М.: Индрик, 2002. С. 330—331) подвергается сомнению существование Друцка в 6509 (1001) году. Авторы каталога считают: в Евангелии неразборчиво записана дата 6909 (то есть 1401) год. Особенность написания даты, затрудняющая ее правильное прочтение (передача 900 посредством ф, а не я или ц) объясняется смешением числового значения букв 9 и 500, имеющих в восточнославянских языках одинаковое звучание (ср. наименование: «ферт стоячий» (ф) и «ферт лежачий»). Она находит аналогии в грамоте мстиславского князя Семена-Лугвения 25 мая 1389 г. («лета б(ож)ья ти(ся)ча .т.п.ф» — Пещак 1974. С. 100, № 48), молдавского воеводы Романа Мушата, выданной 30 марта 1392. г. («лето шеститисачное полно ф соть» (!) — там же. С. 109, № 55) и князя Свидригайла 1450 г. («лето s девятьсотное нф» — Грамоти XV ст. С. 37–38, № 11). Не исключено, что писец Друцкого Евангелия пропустил после цифры ф слово «сотъ». Правильность датировки жалованной грамоты и всей рукописи 1400–1401 (или 1401–1402) г. подтверждается и временем жизни вкладчика — по всей вероятности (Рогов, Покровский. С. 163; Рукописи Тихомирова. С. 10) свата великого князя рязанского Олега Ивановича. Палеография рукописи соответствует рубежу XIV–XV вв.
Сохранность
Л. 1 реставрирован бумагой. Дыры в пергамене. Некоторые дыры зашиты.
Цифровая копия
Шифр
Собр. М. Н. Тихомирова № 1
Место хранения и шифр
Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск). Собр. М. Н. Тихомирова № 1
Размеры
26,8х21 см
Материал
Формат листа / тетради
Фонетическая редакция текста
Раздельноречие
Библиография
Груша А.И. Друцкое Евангелие: новые контексты его изучения. Новосибирск, 2016; Будзько І. У. Старажытныя полацкія евангеллі-апракасы: лінгвістычныя і тэксталагічныя адметнасці // Сімяон Полацкі: светапогляд, грамадска-палітычная і літаратурная дзейнасць: (матэрыялы III Міжнароднай навуковай канферэнцыі, 19—20 лістапада 2009 г.): да 380-годдзя Сімяона Полацкага, с. 5–18; Жуковская Л. П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI—XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. М., 1968. С. 318; Панин Л. Г. Друцкое Евангелие XIV в. (К исследованию языка и состава Чтений)// Вестник Новосибирского Государственного Университета. Серия: история, филология. Т. 2. Вып. 1: Филология / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2003; Рогов А. И., Покровский Н. Н. Собрание рукописей академика М. Н. Тихомирова, переданное Сибирскому отделению АН СССР (г. Новосибирск) // Археографический ежегодник за 1965 г. М.: Академия наук СССР, 1966. С. 162—172. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV в. Вып.1. М.2002. № 187; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968, с. 9–10; Шеламанова Н. Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно) // Археографический ежегодник за 1965 год. М.: Наука, 1966. ПС № 610
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти