Жалованная грамота с прочетом царей Ивана и Петра Алексеевичей архимандриту Успенского Тихвинского монастыря Макарию с братиею; 1683 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 59. Д. 88.

Категории

Жалованные грамоты

Идентификатор
Жалованная грамота с прочетом царей Ивана и Петра Алексеевичей архимандриту Успенского Тихвинского монастыря Макарию с братиею; 1683 г.; Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 59. Д. 88.
Название
Жалованная грамота с прочетом царей Ивана и Петра Алексеевичей архимандриту Успенского Тихвинского монастыря Макарию с братиею на право собирать таможенную пошлину в Тихвине и давать выписи
Вид (Тип)
Акт
Разновидность (характер)
Жалованная грамота
Самоназвание
Жаловалная грамота
Инципит
Божиею милостию мы, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожаловали…
Эксплицит
Писана ся наша, великих государей, жалованная грамота в нашем царствующем граде Москве в лета от создания мира седмь тысящ сто девятдесят перваго года месяца генваря в двадесятый день.
Общее описание
Документ состоит из двух больших александрийских листов (текстового и охранного) и тканевой завесы, которые скреплены между собой государственной вислой печатью. Текст грамоты написан на лицевой стороне текстового листа. Всего 64 строки. Текст начинается с заставного слова «Б[о]жиею», написанного кириллической вязью и золотом и украшенного растительным орнаментом. Слово «Б[о]жиею» и орнамент, который отходит от него, выходят за границы зеркала текста сверху и слева. По верхнему полю строго над текстом грамоты расположена виньетка, написанная золотом. В высшей точке растительный орнамент виньетки увенчан царским венцом с крестом. Правое и левое поле грамоты украшены орнаментом в виде бутонов и цветов, написанных золотом. Под текстом грамоты помещена государственная вислая воско-мастичная красная печать. С одной ее стороны изображен ездец, с другой — двуглавый орел. Печать прикреплена к грамоте шелковым витым шнуром, который сплетен из красных и серебряных нитей. Шнур крепится к грамоте в четырех точках (крепление «куриная лапа») и расположен на тканевой фигурной прикрепе золотистого цвета. По краю прикрепа обшита серебряной нитью. Шнуром прошиты насквозь и скреплены между собой тканевая прикрепа, шелковая завеса и два листа грамоты. Шелковая завеса темно-красного цвета укрывает лицевую сторону текстового листа, обеспечивая сохранность текста. Между текстом грамоты и прикрепой расположена канцелярская помета о взятии печатных пошлин в казну. На обороте текстового листа в верхней части помещена запись с титулом и именем царя (2 строки). Здесь же в нижней части листа помещена справа подьячего Ивашки Харламова (2 строки).
Подлинность
Оригинал
Аргументация подлинности
Водяной знак бумаги, формуляр акта и манера письма соответствуют бумаге, формуляру и письму царских жалованных грамот второй половины XVII века.
Количество листов
2
Алфавит
Кириллица
Стиль / тип письма
Скоропись
Материал
Форма
Отдельный лист
Цвет чернил
Темно-коричневый
Страна
Россия
Провенанс
Документ восходит к архиву Успенского Тихвинского монастыря. После революции 1917 г. монастырь был закрыт. Документы были спасены тихвинским краеведом Исаакием Петровичем Мордвиновым (1871–1925). Затем монастырский архив оказался в Новгородском обществе любителей древностей. В 1925 г. монастырский архив передали из Новгорода в Ленинград в Археографическую комиссию. Документы комиссии в настоящее время хранятся в Архиве СПбИИ РАН. Публикуемый документ отложился в архивном фонде 132 (Успенский Тихвинский монастырь).
Издание / публикация
Публикуется впервые.
Библиография
1. Жалованная тарханно-несудимая и заповедная (от постоя и незваных гостей) грамота царя Василия Ивановича Шуйского игумену Успенского Тихвинского монастыря Иосифу с братией…, 11 февраля 1607 г. // Материалы по истории Успенского Тихвинского монастыря. Вып. 1. Акты и материалы писцового дела. Ч. 1. 1560–1644 гг. / Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. № 19 [Серия «Тихвинский архив»]; 2. Жалованная обельно-несудимая трехсрочная грамота царя Михаила Федоровича и патриарха Московского и всея Руси Филарет Никитича игумену Успенского Тихвинского монастыря…, 26 сентября 1621 г. // Материалы по истории Успенского Тихвинского монастыря. Вып. 1. Акты и материалы писцового дела. Ч. 1. 1560–1644 гг. / Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. № 26 [Серия «Тихвинский архив»]; 3. Материалы по истории Успенского Тихвинского монастыря. Вып. 1. Акты и материалы писцового дела. Ч. 1. 1560–1644 гг. / Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. [Серия «Тихвинский архив»]; 4. Именной с боярским приговором. О мерах к отвращению убытка казне, происходящего от недобора пошлин с товаров, об отмене таможенных откупов и о поручении сего сбора верным головам и целовальникам, 11 июля 1681 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. II. С. 329–331. № 876.
Состояние памятника
Л. 1 — Бумага загрязнена, помята, есть заломы и небольшие утраты бумажной основы. Л. 2 — Бумага загрязнена, помята, местами надорвана, есть большие утраты основы в центральной части и по правому и левому полю. Шелковая завеса помята и загрязнена, по краям нити посечены, есть разрывы и утраты. Тканевая прикрепа хорошей сохранности. Печать сохранилась полностью.
Состояние надписи
Небольшие утраты текста (не более 1 буквы) в местах сгиба текстового листа по вертикали (строки № 10–12). В центральной части листа текст не читается из-за залома листа по горизонтали (строки № 45 и 46). Требуется реставрация для распрямления бумажной основы.
Дата составления описания
03.12.2023
Текст на языке оригинала
Божиею (прим. 1) милостию мы, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич (прим. 2) всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожаловали Оуспения пречистые Богородицы Тихвина монастыря архимандрита Макария з братиею или кто по них в том монастыре иные архимандриты и келари з братиею будут, велели им в наши отчины в Великий Новгород, и во Псков, и на Олонец, в Каргополь, в Ярославль и в ыные городы к бояром нашим, и околничим, и к столником, и воеводам, и к дьяком, и ко всяким приказным людем дать нашу, великих государей, жаловалную грамоту, для того в жаловалной грамоте блаженные памяти великаго государя царя и великаго князя Василия Иоанновича (прим. 3) всеа России, какова дана в Тихфин монастырь в прошлом во сто пятом на десят году февраля в пятый на десят день за красною вислою печатью за приписью дьяка Афанасия Голенищова, написано, пожаловал он, великий государь, в Тихфин монастырь, что в Новгородцком оуезде в Тихфинском рядку таможенною, и замытною, и померною пошлиною, и суд, и дворовое, и позем, и полавочным, и пятном, и явкою, и роговою, и привязною, и померною, и весчею, и всякою пошлиною, и велели збирати в дом пречистые Богородицы и ведати то все игумену Иосифу з братиею. А новгородцким наместником и их пошлинным людем в ту пошлину вступатца не велеть. А в другой жаловалной грамоте деда нашего государева блаженные памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича (прим. 4) всеа России и блаженные памяти великаго государя святейшаго Филарета Никитича (прим. 5) патриарха Московскаго и всеа России, какова дана в Тихфине монастыре в п[р]ошлом (прим. 6) во сто тридесятом году сентября в 26-й день за приписью дьяка Семена Головина написано, пожаловали они, великие государи в Тихфин монастырь в Тихфинском рядку таможенною, и замытною, и померною пошлиною, и суд, и дворовое, и позем, и полавочное, и пятно, и явку, и роговую, и померною, и весчею, и всякою пошлиною, велели збирати в дом пречистые Богородицы и ведать игумену з братьею. А збирать тое пошлину по их, великих государей, указу, как берут в Великом Новегороде всякую пошлину, а новгородцким наместником и их пошлинным людем в тое пошлину вступатца не велено. И те обе жаловалные грамоты на имя блаженные памяти отца нашего государева великаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича (прим. 7) всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца во сто пятдесят четвертом году подписаны рудить тех грамот никому ни в чем не велено, а велено ходить во всем по тому, как в тех жаловалных грамотах написано. А в прошлом во сто осмьдесят девятом году июля в 18 день в указе брата нашего государева блаженные памяти великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича (прим. 8) всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца и в Новоуказных статьях написано, в платеже пошлин выписи велено зачитать такие, кто положит за руками верных голов и за таможенными месячными печатми, а окроме таких выписей, или кто учнет класть с торшков и с ярманок, на которых ярманках и торшках пошлины збирают на монастыри и на вотчинников, выписей никому зачитать не велено. И против того указу брата нашего, государева, блаженные памяти великаго государя в городы, которые в Приказе Болшие казны ведомы, в наши отчины в Великий Новгород, и во Псков, на Олонец, и в Каргополь, и в Ярославль и в ыные городы ево, великаго государя, грамоты посланы. И в нынешнем во сто девятьдесят первом году сентября в 2 день били челом нам, великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю (прим. 9) всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцем, Оуспения пречистые Богородицы Тихфина монастыря архимандрит Макарей з братьею в прошлых-де годех, как чюдотворный образ пречистые Богородицы Тихфинския ангелы по воздуху принесен на Тихфину и Тихфинской монастырь зачался, древние великие государи цари и великие князи и дед наш, государев, великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович (прим. 10) всеа России и святейший Филарет Никитич (прим. 11) патриарх Московский и всеа России пожаловали, в монастырской их вотчине под монастырем в Тихфинском погосте велели збирать таможенную всякую пошлину в дом пречистые Богородицы на неоугасимую свещу, и на монастырское строение, и братии на пропитание вечно. И о том-де даны им их, великих государей, жаловалные грамоты за красными печатми. И тех-де жаловалных грамот отец наш, великих государей, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович (прим. 12) всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, выслушав их, пожаловал, оуказал ходити, как в тех древних жаловалных грамотах написано, а рудить их никому ни в чем не велел. И те жаловалные грамоты на ево, великаго государя, имя подписаны, и они-де тое таможенную пошлину на монастырь збирали и на те таможенные пошлинные денги свещи и ладон покупали, и монастырь и около монастыря город строят, и всякие боевые запасы припасают, и на караоулех днем и нощию стоят безпрестанно, и в городы для всяких вестей гоняют их монастырские люди, потому что-де Тихфин монастырь от немецкаго рубежа стоит блиско толко за сто верст. А околние-де люди никто им не помогает, и тех-де своих монастырских людей, и служек, и служебников, и всяких монастырских работников они кормят, и поят, и одевают, и сами они питаются теми же таможенными пошлинными денгами, и по вся годы хлеб покупают рублев ста на три и болши, потому что-де оу них монастырских пашенных земель скудно, а которые-де земли оу них и есть, и те песошные и не хлебородные. И в прошлом-де во сто осмьдесят девятом году посланы на Олонец и в ыные городы Новоуказные статьи, таможенных пошлинных монастырских выписей верить и зачитать не велено. И по той-де Новоуказной статьи в тех вышеписанных городех их монастырских выписей за руками и за таможенною печатию торговым людем не зачитают, и для того ныне к ним на Тихфину ни с какими товары, и с хлебом, и с солию не ездят, потому что-де с них будет двойная пошлина, и ныне-де от того Тихфинская таможня остановилася. И древних великих государей и отца нашего, великих государей, указы и жаловалные грамоты нарушены безвинно. А пошлинной-де збор оу них збирается неболшой, потому что-де бывает торговым людем съезд в год однежда в великий пост на зборное воскресение, и то-де не з болшими товары, потому что-де в то время путь последней. А Тихфинской их посадец от городов оудалел. А ныне-де и тот малой збор остановился и привозу на Тихфину хлебу и соли нет и впредь не будет. И нам, великим государем, пожаловати б их, не велеть древних великих государей царей и отца нашего, великих государей, оуказ[ов] [и] жаловалных грамот нарушить. А велети б по прежним жаловалным грамотам их тихфинским платежным выписям в городех таможенным [головам, и целовалником, и откупщиком, и всяким пошлинником их зачитать], чтоб их Тихфинская таможня не остановилася и Тихфину монастырю во оскудении не быти. И велети б им таможенные пошлинные платежные выписи печатать месечными печатми. И о том дать им нашу, великих государей, жаловалную грамоту в те вышеписанные городы с прочетом. И мы, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексиевич, Петр Алексеевич (прим. 13) всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцы и сестра наша, великих государей, благородная государыня царевна и великая княжна София Алексиевна (прим. 14), слушав докладной выписки, пожаловали пречистые Богородицы Тихфина монастыря архимандрита Макария з братьею, велели тое таможеннную пошлину збирати на Тихфине в дом пречистые Богородицы по прежним жаловалным грамотам в Тихфин монастырь непременно, и в пошлинах торговым людем давать выписи за месечными печатми, и для того зделати им месечные печати, и в городех таможенным головам, и целовалником, и откупщиком, и всяким пошлинником те их монастырские месечные выписи зачитати также, как зачитают из ыных городов таможенные месечные печати. И для того дана им ся наша, великих государей, жаловалная грамота за нашею государскою красною вислою печатию по чему им ныне тем пошлинным збором владети, на выписке помета о том думнаго нашего дьяка Федора Шаклавитова. И по сей нашей, великих государей, жаловалной грамоте в тех вышеписанных городех в наших отчинах в Великом Новегороде, и во Пскове, и на Олонце, и в Каргополе, и в Ярославле, и в ыных городех противо челобитья Тихфина монастыря архимандрита Макария з братьею бояром нашим, и околничим, и воеводам, и дьяком, и всяким приказным людем в Тихфин монастырь о взятье пошлин и о зачете выписей чинить по сей нашей, великих государей, жаловалной грамоте, как о том написано выше сего, неотложно. А прочитая сее нашу, великих государей, грамоту, велели в тех городех в приказных избах и в таможнах списывать списки слово в слово, и те списки оставляти впредь для ведома. А подлинную сее нашу, великих государей, жаловалную грамоту отдавать Тихфина монастыря властем, или кого они в те городы оучнут присылать, по чему б им впредь таможенные пошлины збирать и торговым людем выписи за месечными печатми давать. Писана ся наша, великих государей, жалованная грамота в нашем царствующем граде Москве в лета от создания мира седмь тысящ сто девятдесят перваго года месяца генваря в двадесятый день. Пошлины взять по Уложенью 2 рубли 16 алтын 4 деньги (прим. 15). Взято (прим. 16). // (л. 1 об.) Цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы. Справил Ивашко Харламов.
Комментарий терминологический
1. Весчее — пошлина, побор с определенного веса товара, плата за взвешивание [Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 2 (В — Волога). М., 1975. С. 120–121]. 2. Замытный — замытная пошлина, замытные деньги (пошлина типа мыта) [Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 5 (Е — Зинутие). М., 1978. С. 248]. 3. Позем — поземельный налог, плата землевладельцу за аренду земельного участка или строений на нем [Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 16 (Поднавес — Поманути). М., 1990. С. 116]. 4. Полавочное — плата с лавки (пошлина с владельца лавки, оброк с арендующего лавку) [Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 16 (Поднавес — Поманути). М., 1990. С. 190]. 5. Померная пошлина — пошлина за пользование казенной мерой при продаже или покупке сыпучих товаров [Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 17 (Помаранец — Потишати). М., 1991. С. 11]. 6. Привязная пошлина, привязные деньги — пошлина с доставленного на продажу скота [Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 19 (Пренебесный — Присведетельствовати). М., 1994. С. 125]. 7. Пятно — Пошлина за наложение клейма; право взимания такой пошлины [Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 21 (Прочный — Раскидати). М., 1995. С. 99]. 8. Роговое — Пошлина при продаже и покупке рогатового скота [Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 22 (Раскидатися — Ряшенко). М., 1990. С. 177–178]. 9. Явка — Пошлина на товары, привезенные на продажу.
Комментарий текстологический
(прим. 1) В ркп слово «Б[о]жиею» написано кириллической вязью и золотом. (прим. 2) В ркп имена «Иоанн Алексиевич» и «Петр Алексиевич» написаны с заглавных букв. (прим. 3) В ркп «Василия Иоанновича» написано с заглавных букв. (прим. 4) В ркп «Михаила Феодоровича» написано с заглавных букв. (прим. 5) В ркп «Филарета Никитича» написано с заглавных букв. (прим. 6) В ркп буквы и слова утрачены из-за повреждений листа. Текст, восстановленный по смыслу, написан в квадратных скобках. (прим. 7) В ркп «Алексия Михайловича» написано с заглавных букв. (прим. 8) В ркп «Феодора Алексиевича» написано с заглавных букв. (прим. 9) В ркп «Иоанну Алексиевичю, Петру Алексиевичю» написано с заглавных букв. (прим. 10) В ркп «Михаил Феодорович» написано с заглавных букв. (прим. 11) В ркп «Филарет Никитич» написано с заглавных букв. (прим. 12) В ркп «Алексий Михайлович» написано с заглавных букв. (прим. 13) В ркп «Иоанн Алексиевич, Петр Алексиевич» написано с заглавных букв. (прим. 14) В ркп «Софиа Алексиевна» написано с заглавных букв. (прим. 15) В ркп канцелярская помета. (прим. 16) В ркп канцелярская помета.
Техническая дата
1683-01-20
Дата создания (внутренняя датировка)
Лета от создания мира седмь тысящ сто девятдесят перваго года месяца генваря в двадесятый день.
Дата создания, от
1683
Дата создания, до
1683
Дата создания (точная)
1683-01-20
Обоснование датировки
По дате в тексте.
Век
XVII в.
Комментарий исторический
Жалованная грамота 20 января 1683 г., публикуемая на портале «История письма европейской цивилизации», была выдана на имя архимандрита Успенского Тихвинского монастыря Макария и монастырской братии в ответ на их челобитную. В челобитной 2 сентября 1682 г. архимандрит Макарий просил подтвердить право монастыря на сбор таможенных пошлин на Тихвинском посаде с торговых людей, привозящих в Тихвин хлеб, соль и другие товар, а также право монастырских властей на выдачу торговым людям выписей об уплате пошлины. Подавая челобитную, монастырская братия апеллировала к старинным правам, пожалованным им царем Василием Ивановичем 11 февраля (в тексте грамоты 1683 г. — 15 февраля) 1607 г. и царем Михаилом Федоровичем 26 сентября 1621 г. Жалованная грамота 1607 г. за приписью дьяка Афанасия Голенищова даровала монастырю право собирать таможенную, замытную и померную пошлины на Тихвинском рядке, а также право собирать иные пошлины: «…пожаловал он, великий государь, в Тихфин монастырь, что в Новгородцком оуезде в Тихфинском рядку таможенною, и замытною, и померною пошлиною, и суд, и дворовое, и позем, и полавочным, и пятном, и явкою, и роговою, и привязною, и померною, и весчею, и всякою пошлиною, и велели збирати в дом пречистые Богородицы…» [Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 59. Д. 88. Л. 1; Жалованная тарханно-несудимая и заповедная (от постоя и незваных гостей) грамота царя Василия Ивановича Шуйского игумену Успенского Тихвинского монастыря Иосифу с братией…, 11 февраля 1607 г. // Материалы по истории Успенского Тихвинского монастыря. Вып. 1. Акты и материалы писцового дела. Ч. 1. 1560–1644 гг. / Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. С. 49. № 19]. Грамотой 1621 г. эти права подтверждались, в тексте документа было пояснено, что новгородские наместники и пошлинные люди не имеют права на сбор названных пошлин [Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 59. Д. 88. Л. 1; Жалованная обельно-несудимая трехсрочная грамота царя Михаила Федоровича и патриарха Московского и всея Руси Филарет Никитича игумену Успенского Тихвинского монастыря…, 26 сентября 1621 г. // Материалы по истории Успенского Тихвинского монастыря… С. 191. № 26]. Грамоты 1607 и 1621 гг. были подтверждены жалованной грамотой царя Алексея Михайловича в 1645/46 г. [Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 59. Д. 88. Л. 1]. Однако именной указ царя Федора Алексеевича с боярским приговором 11 июля 1681 г. внес изменения в порядок сбора таможенных пошлин: согласно 12 пункту этого указа, выписи, выданные торговым людям от монастырских властей о платеже таможенных пошлин на ярмарках и торжках, признавались недействительными [Именной с боярским приговором. О мерах к отвращению убытка казне, происходящего от недобора пошлин с товаров, об отмене таможенных откупов и о поручении сего сбора верным головам и целовальникам, 11 июля 1681 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. II. С. 329–331. № 876]. Силу сохраняли только выписи, данные и подписанные выборными таможенными головами и запечатанные таможенными месячными печатями: «А в платеже пошлин выписи велеть зачитать такие, кто положит за руками верных голов и за таможенными месячными печатьми, окроме таких выписей, или кто учнет класть с торжков и с ярмонок, на которых ярмонках и торжках пошлины сбирают на монастыри и на вотчинников, выписей никому зачитать не велеть; а велеть с тех товаров, кто какие товары с торжков и с ярмонок привезет, на Москве и во всех городех пошлины имать по указу сполна, чтоб от того его великаго государя казне в таможенных сборех напрасной истери не было» [Там же. С. 331]. В тексте жалованной грамоты процитированный указ датирован 18 июля 1681 г. [Архив СПбИИ РАН. РС. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 59. Д. 88. Л. 1]. Однако его содержание передано безошибочно. Согласно челобитной архимандрита Макария, введение указа остановило торговлю в Тихвинском посаде, так как торговые люди перестали приезжать в Тихвин, за проданный товар начиная с 1681 г. они должны были дважды платить пошлину — в Тихвине — при продаже, и в том населенном пункте, куда возвращались после реализации товара, например в Олонце. Двойное налоговое обложение («двойная пошлина») стало препятствиям для их торговли в Тихвине. В то же время, по свидетельству монастырской братии, доходы с торговли являлись важнейшими для экономики монастыря, так как земли монастырской вотчины были скудны и неплодородны. До обнародования указа 1681 г. доходы с торговли шли на свечи и ладан, строительство в монастыре и на посаде, «боевые запасы», караульных и гонцов, а также на пропитание монахов. Царской грамотой 20 января 1683 г. братия Тихвинского монастыря была пожалована: подтверждалось его прежнее право на взимание таможенных пошлин и юридическая сила выданных ими таможенных выписей за уплату пошлины. Выписи следовало запечатывать месячными печатями по аналогии с печатями государственных таможен: «…велели тое таможеннную пошлину збирати на Тихфине в дом пречистые Богородицы по прежним жаловалным грамотам в Тихфин монастырь непременно, и в пошлинах торговым людем давать выписи за месечными печатми, и для того зделати им месечные печати, и в городех таможенным головам, и целовалником, и откупщиком, и всяким пошлинником те их монастырские месечные выписи зачитати также, как зачитают из ыных городов таможенные месечные печати» [Там же]. Грамоту 1683 г. следовало направить в Великий Новгород, Псков, Олонец, Каргополь, Ярославль и иные города, снять с нее списки в этих городах для хранения в архивах местных органов власти, а подлинник грамоты следовало передать на хранение в монастырь.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти