Эпитафия архимандриту Троицкого Данилова монастыря Григорию Неронову; 1670 г.; Собор Троицы Живоначальной Троицкого Данилова монастыря

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Эпитафия архимандриту Троицкого Данилова монастыря Григорию Неронову; 1670 г.; Собор Троицы Живоначальной Троицкого Данилова монастыря
Название
Эпитафия архимандриту Троицкого Данилова монастыря Григорию Неронову
OG-код
OG0677
CIR-код
СIR0498
Разновидность (характер)
Плита-вставка в надгробницу
Тип/Жанр
Эпитафия
Критический аппарат
1. ‧ ҂зр҃оиⷢ ‧ гоⷣꙋ ‧] 7178 (1670 г.) — прот. А. И. Свирелин. 2. в ‧ вⷣнь] во 2 день — прот. А. И. Свирелин. па́мꙗⷮ] память — прот. А. И. Свирелин. іⷤ] иже — прот. А. И. Свирелин. 3. селвестра] Сильвестра — прот. А. И. Свирелин. 4. преста́виⷭ] преставися — прот. А. И. Свирелин. 5. григо́ре̏] Григорiй — прот. А. И. Свирелин.
Подлинность
Оригинал
Алфавит
Кириллица
Состояние носителя
Белокаменная надгробная плита-вставка прямоугольной формы. Покрыта позднейшей побелкой.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Полевое документирование
Документировано 15.05.2017 г.
Авторы полевого документирования
Александр Авдеев, Ольга Радеева
Памятник археологии
Собор Троицы Живоначальной Троицкого Данилова монастыря. Надпись находится in situ на западной стене собора справа от входных дверей.
Издание / публикация
Свирелин А. И., прот. Сведения о жизни архимандрита Переславского Данилова монастыря Ивана Неронова // Труды Владимирской учёной комиссии. 1906. Кн. VI. Сообщения. С. 1–2 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Авдеев А. Г. Надгробная плита с эпитафией Ивану Неронову // Наука и мир. Международный научный журнал. 2019. Т. 1. № 7 (71). С. 63–64 (в соответствии с камнем); Авдеев А. Г. Заметки о памятниках монументальной эпиграфики Переславля-Залесского XVII–XVIII вв. // Роль монастырей в формировании социо-культурного пространства окружающих территорий: Материалы конференций 2019–2020 гг. / Сост. А. Ю. Конькова. М., 2023. С. 59–63 (в соответствии с камнем).
Состояние надписи
Надпись выполнена в технике обронной резьбы. Эпиграфическое поле оформлено в виде углублённого в поверхность камня киота. Надпись в 7 строк. Располагающееся ниже надписи пространство, достаточное для нарезки двух строк, оставлено свободным. Поверхность имеет выбоины, приведшие к утрате отдельных элементов букв.
Текст на языке оригинала
лѣта ‧ ҂зр҃оиⷢ ‧ гоⷣꙋ ‧ і҆а҆ⷩнꙋа́ріѧ в ‧ вⷣнь на па́мꙗⷮ іⷤ во ст҃ыⷯ ѡ҆ц҃а нш҃еⷢ селвестра па́пы риⷨскаⷢ преста́виⷭ раⷠ бж҃їи҆ о҆би́теⷧ̈ сеѧ̀ аⷬхимандриⷮ григо́ре̏ неро́новъ (vacat) (vacat)
Перевод на русский
Лета 7178г(о) [1670] году ианнуария в 2 д(е)нь на память иж(е) во с(вя)тых о(т)ца н(а)шег(о) Селвестра папы Римскаг(о) преставис(я) раб Б(о)жий обители сея архимандрит Григорей Неронов.
Комментарий линвистический
Пропуск Ъ или Ь: па́мꙗⷮ (стк. 2), ст҃ыⷯ (стк. 2), риⷨскаⷢ (стк. 3), преста́виⷭ раⷠ (стк. 4), аⷬхимандриⷮ (стк. 5). Личные имена. Переход И в Е в первом предударном слоге: селвестра (стк. 3). григо́ре̏ (стк. 5) — обыденная форма календарного имени «Григорiй». неро́новъ (стк. 5) — отчество образовано от обыденной формы календарного имени «Миронъ» [См.: Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 245].
Шрифт
Техническая дата
1670-01-02
Дата создания (точная)
1670-01-02
Век
XVII в.
Комментарий исторический
5. аⷬхимандриⷮ григо́реꙵ неро́новъ. В миру Иван Неронов [Наиболее полное собрание материалов, связанных с Иваном Нероновым, в том числе и составленное вскоре после его смерти Житие, см.: Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 17–305. См. также: Свирелин А. И., прот. Сведения о жизни архимандрита Переславского Данилова монастыря Григория Неронова // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Кн. VI. Владимир, 1904. Сообщения. С. 1–47; Корсакова В. Неронов // Русский биографический словарь. Т. [XI]. Нааке-Накенский — Николай Николаевич Старший. М., 1914. С. 238–243; Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. С. 14, 87, 115, 119, 130, 143, 144. Последнее по времени издание источников, связанных с Иваном Нероновым, выполнено на крайне низком археографическом уровне. См.: Протопоп Иван Неронов. Собрание документов эпохи / Подг. текстов С. Д. Сапожниковой / Статья и комм. Т. Г. Сидаша / Под ред. К. Я. Кожурина. СПб., 2017]. Один из лидеров раннего старообрядчества. Родился в 1591 г. «в предѣлѣхъ града Вологды, въ мѣстѣ нарицаемомъ Лому, еже на рѣцѣ Сарѣ <…>, отстоящей отъ града на 50 поприщь, отъ христiану родителю проста рода, отъ отца именемъ Мѵрона» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 244–245]. Автор Жития Ивана Неронова сообщает, что «наречено бѣ отрочатѣ во святомъ крещенiи имя Гаврiилъ; по святомъ же крещенiи изволися отцу и матерѣ преименовати младенца Iоанномъ». Смена имени в Житии трактуется промыслительно: «отъ младыхъ ногтей вселися в него благодать Святаго Духа». Это же пророчество ещё раз вложено в уста устюжского священника Тита, обучавшего юношу грамоте: «съ симъ отрокомъ благодать Божiя будетъ» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 250]. В эпоху московского барокко, когда жил составитель Жития Ивана Неронова, этимологизация личного имени приобрела особую популярность, в том числе и в виршевой поэзии [Подробнее см.: Keipert H. Nomen est Omen. Etymologie als Denkform bei russischen Autoren des 17. Jahrhunderts // Sprache, Literatur und Geschichte der Altglauben. Heidelberg, 1988. S. 100–132; Сазонова Л. И. Этимологизация имени как риторико-поэтический приём (на материале восточно-славянской литературы раннего Нового времени) // Имя в литературном произведении: художественная семантика / Отв. ред. Л. И. Сазонова. М., 2015. С. 170–193; Авдеев А. Г. «Игры» с личными именами в памятниках русской эпиграфики второй половины XVII — начала третьей четверти XVIII в. // Русский мир в пространственно-временном контексте. Сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием. Ч. 1. Культура Русского мира: переходный период / Научн. ред. и сост. С. К. Севастьянова, Г. М. Зеленская. Барнаул, 2015. С. 172–199; Он же. Русская силлабическая эпитафия последней четверти XVII— начала второй четверти XVIII в. // Palaeoslavica. 2017. Vol. XXV. № 1. С. 89–98], но в данном случае толкование имени связано с конкретным источником, знакомым русским книжникам в более раннее время. В начале XVII в. Иван Тимофеев точно так же воспринимал имя «Иван» как знак, предначертавший характер и поступки: царевич Иван Иванович был для него «благодати <…> соименный» [Временник Ивана Тимофеева. Подг. к печати, пер. и комм. О. А. Державиной. М.; Л., 1951 (репр.: СПб., 2004). С. 20]. Оба автора — и Иван Тимофеев и автор Жития Ивана Неронова — пользовались одним источником. Это — Азбуковник «Толкование неудобь познаваемым речам» [Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI — начала XVII в. Л., 1975. С. 285]. Вероятнее всего, новорожденный, что было характерно для Руси, получил два имени. Будущий лидер раскола был крещён 26 марта, на Собор архангела Гавриила, но родители стали именовать его Иоанном: на 30 марта приходится прп. Иоанна Лествичника [См.: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. М., 2001. С. 300, 303]. Уверенность в этом придаёт деяние Освященного Собора 1656 г., в котором указано, что «по преданiю отеческому имя ему дано въ рожденiи Гаврiилъ» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 128]. В этом случае сосуществования парных личных имён Гавриил — Иоанн мы сталкиваемся с родительским желанием именовать сына не крестильным именем, которое он получил при крещении на Собор архангела Гавриила (26 марта) [Этот же факт подчёркивается и в Деяниях Освященного Собора 1656 г. «по преданiю отеческому имя ему дано въ рожденiи Гаврiилъ» (Субботин Н. И. Материалы для истории раскола… С. 128)], а обыденным «Иван», связанным, очевидно, с днём памяти прп. Иоанна Лествичника (30 марта), отстоящим на три дня от крестин [См.: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. М., 2001. С. 300, 303]. При этом, как подчёркивали Б. А. и Ф. Б. Успенские, имя «Григорий», полученное Нероновым при постриге, «объясняется тем, что в крещении он был Гавриилом, хотя был известен как Иоанн» [Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.; СПб., 2017. С. 109]. В Смутное время родное село Ивана Неронова было разграблено и сожжено, и он бежал сначала в Вологду, а оттуда — в Великий Устюг, где обучился грамоте. Отправившись странствовать, Иван Неронов дошёл до города Юрьевца-Повольского, поселился у священника села Никольского Иоанна, женился на его дочери Евдокии и стал церковным дьячком. После конфликта с местным духовенством, которое он обличал «пiянства ради и многаго безчинства» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 246, 249], бежал вместе с женой в Троице-Сергиев монастырь, где был принят архимандритом Дионисием Ржевитиным († 10 мая 1633 г.), который дал Ивану Неронову рекомендательное письмо к патриарху Филарету. Последний рукоположил его в священники и направил в Юрьевец. Поскольку конфликт с местным духовенством не утих, Иван Неронов переселился «в предѣлы Нижняго Новаграда, в село Лысково» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 256]. Здесь его духовным наставником стал служивший в Успенском храме присёлка Кириково священник Анания, «зѣло искусенъ <…> мужъ въ Божественномъ писанiи» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 256]. Через некоторое время Иван Неронов переселился в Нижний Новгород, восстановил на территории местного кремля деревянную церковь Воскресения Христова, выгоревшую в пожар 1618 г., и учредил при нём школу «безъ мзды» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 260]. Проповеди Ивана Неронова нашли живой отклик у нижегородцев. Борьба его прихожан с «бѣсовскими слугами», скоморохами, вызвала беспорядки в городе, за что Иван Неронов по приказу В. П. Шереметева, бывшего нижегородским воеводой в 1634–1637 гг., был бит батогами и на две недели заключён в земляную тюрьму. В 1641 г. за попытку силами прихожан сёл Лысково и Кириково насильно вызволить священника Петра и дьякона Ивана, сыновей о. Анании, из рук судебного пристава, на два года был сослан «на исправление» в Николо-Корельский монастырь, «иже близь океана» [Филатов Н. Ф. Иван Неронов. Пора становления // Труды отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы РАН (Пушкинский дом). 1993. Т. XLVIII. С. 321. Согласно Житию, Иван Неронов был сослан по приказу патриарха Филарета и царя Михаила Фёдоровича за предсказание неудачи в войне с Речью Посполитой в 1632–1633 гг. См.: Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 266–268]. Вернувшись в Нижний Новгород, Иван Неронов в 1647–1649 гг. «нову созда церковь каменну Воскресенiя Христова, и украси ю зѣло святыми иконами и ризами, и содѣла въ ней престолъ <…> Iоанна Златоустаго <…> присовокупи же къ церковному зданiю и трапезу велiю каменну и содѣла въ ней два престола: во имя преподобнаго отца Симеона, иже въ Персидѣ и святыя великомученицы Екатерины; и келiи каменныя окрестъ церкви созда, и монастырь девичь устрои» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 271]. В середине 40- гг. XVII в. Иван Неронов приехал в Москву, где познакомился с духовником Алексея Михайловича Стефаном Вонифатьевым. Последний уговорил патриарха Иосифа поставить нижегородского священника протопопом Казанского собора на Красной площади «того ради, яко та церковь посреди торжища стоитъ и многъ народъ по вся дни непрестанно в ней бываетъ, да слышаще ученiе его сладкое отвратятъ сердца своя отъ злыхъ обычаевъ и навыкнутъ добрыхъ дѣлъ» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 275]. В конце 40-х гг. XVII в. Иван Неронов вошёл в сформировавшийся вокруг Стефана Вонифатьева кружок ревнителей благочестия, поддерживаемый царём. В нём участвовали также архимандрит Новоспасского монастыря Никон (будущий патриарх) и настоятели провинциальных храмов — Аввакум из Юрьевца-Повольского, Даниил из Костромы, Логгин из Мурома. Своей задачей они видели во введении строгого церковного правопорядка на основе возрождения основ христианского вероучения и нравственности. Ревнители высказывались за необходимость исправления церковных книг на основе решений Стоглавого собора и древних рукописей. Одним из результатов деятельности кружка стало возрождение обычая проповеди в храмах и введение единогласного пения во время богослужения. Ревнители открыто выступили против проводимых патриархом Никоном реформ. В июле 1653 г. патриарх Никон созвал в Крестовой палате собор, на котором Иван Неронов был лишён священства и 4 августа того же года отправлен в ссылку в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере в Вологодском уезде. Из ссылки Иван Неронов направлял письма Алексею Михайловичу, царице Марии Ильиничне, Стефану Вонифатьеву и протопопу Аввакуму с осуждением патриарха Никона и его реформ. Из-за конфликта с архимандритом Спасо-Каменной обители 1 июля 1654 г. Иван Неронов был переведён в Кандалакшский Рождественский монастырь на Кольском полуострове с предписанием держать его на цепи в строгой изоляции и не давать чернил. 10 августа 1655 г. протопоп бежал и добрался до Соловецкого монастыря. Оттуда он переправился в Архангельск и в конце 1655 г. прибыл в Москву к Стефану Вонифатьеву, по совету которого переехал в Переславль-Залесский Троицкий Данилов монастырь. Архимандрит Тихон, настоятель обители, был его единомышленником, и 25 декабря по совету Стефана Вонифатьева тайно постриг Ивана Неронова в монахи под именем Григория. При этом, что важно, его монашеское имя начиналось с той же буквы, что и молитвенное. В феврале 1656 г. на Освященном соборе инок Григорий заочно вместе с единомышленниками «яко гнил уд» был отлучён от церкви и проклят [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 131]. Узнав об этом решении, он бежал в запустевший Спасо-Игнатьевский Ломовский монастырь на реке Саре в Вологодском уезде, где были похоронены его родители. 18 мая того же года был созван новый собор для суда над Григорием Нероновым, где вместе с патриархом Никоном участвовал патриарх Антиохийский Макарий. Последний проклял и отлучил инока Григория от Церкви, а также всякого, кто слушает его слова. Старец вернулся в Москву и 4 января 1657 г. состоялась его встреча с патриархом Никоном, закончившаяся примирением сторон. Глава Русской церкви определил Григория Неронова на свободное местожительство на подворье Троице-Сергиева монастыря в Москве. 17 января того же года в Успенском соборе Московского Кремля патриарх Никон прочитал над Григорием разрешительные молитвы, что означало возвращение в лоно Церкви. В 1659 г. старец был рукоположен в иеромонахи и направлен строителем в Спасо-Игнатьев Ломовов монастырь с разрешением служить по старопечатным судебникам. За семь лет настоятельства он обратил в раскол многих местных жителей. В 1664 г последовала новая ссылка, вызванная конфликтом с новопоставленным архиепископом Вологодским Симоном, которого беспокоило умножение числа раскольников. Григорий Неронов написал на него донос, обвинив его в лихоимстве. За клевету инок был осуждён, закован в кандалы и отправлен под надзор в Переславский Горицкий монастырь вплоть до особого царского распоряжения. 1 июля 1666 г. Григорий Неронов был отправлен под более строгий надзор в Иосифо-Волоцкий монастырь. Вызванный на Освященный собор, 31 августа 1666 г. старец принёс покаяние. Собор вынес решение лишить его священства и причастия и отдать под строгое начало с запрещением входить в алтарь, облачаться в ризу и стихарь, надевать епитрахиль, произносить проповеди и благословлять. Григорий Неронов прибег к защите восточных патриархов, прибывших на Собор, наказание было смягчено, и местом ссылки старца был определён Троицкий Данилов монастырь. Григорий Неронов добился встречи с царём и 2 ноября 1667 г. по его указу он определён в архимандриты этой обители. Через год и три месяца он умер и был похоронен у северной паперти Троицкого собора. Житие Ивана Неронова даёт более подробные сведения о времени его смерти: «Во утрiе же, iаннуарiя въ 2 день, въ последнiй час нощи <…> в лѣто бытiя мiра 7178, воплощенiя же Бога Слова 1670» [Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. Ч. 1. О лицах, судившихся на соборе 1666–1667 года. М., 1874. С. 304–305]. Последний (16-й) час ночи 2 января примерно соответствует 6 часам 45 — 7 часам 45 минутам местного времени [Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944. С. 50. Табл. XI]. При этом надгробная плита с эпитафией архимандриту Григорию Неронову не содержит столь точных данных, но фиксирует точное место его захоронения, не названное в Житии, а также сообщает день памяти святого, на который пришлась кончина архимандрита.
Комментарий палеографический
Эпиграфический полуустав высокого качества. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная. Датирующие элементы отделены интерпунктационными знаками в виде точек. Шрифт надписи имеет тенденцию к вычурности начертаний букв. Правая боковая засечка буквы Т (стк. 1) и левая часть покрытия буквы Д (стк. 5) украшены завитком, центр буквы М (стк. 2, 5) украшен треугольником. Буква З в обозначении года напоминает цифру 3 с завитком на конце нижней дуги. Знак тысячи помещён в месте соединения дуг. Засечки чётко не прочитываются. Лигатуры: стк. 1 — лѣ в слове «лѣта», нꙋ и ар в слове «і҆а҆нⷩꙋа́ріѧ»; стк. 2 — титло-слово «днь», ап и амꙗ в словосочетании «на па́мꙗⷮ», ца в слове «ѡ҆ц҃а»; стк. 3 — нш в слове «нш҃еⷢ», стр в слове «селвестра», апы в слове «па́пы»: стк. 4 — пр и ав в слове «преста́виⷭ»; стк. 5 — им и др в слове «аⷬхимандриⷮ», гр в слове «григо́ре̏». Суспенсия: ҂зр҃оиⷢ (стк. 1), іⷤ (стк. 2), нш҃еⷢ (стк. 3), риⷨскаⷢ (стк. 3). Контрактуры: ст҃ыⷯ (стк. 2), ѡ҆ц҃а (стк. 2), нш҃еⷢ (стк. 3), бж҃їи҆ (стк. 4). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: гоⷣꙋ (стк. 1), па́мꙗⷮ (стк. 2), ст҃ыⷯ (стк. 2), раⷠ (стк. 4), о҆би́теⷧ̈ (стк. 4), аⷬхимандриⷮ григо́ре̏ (стк. 5). Оформление окончаний строк с помощью суспенсии: риⷨскаⷢ (стк. 3). Ошибки резчика: в слове «григо́ре̏» (стк. 5) резчик вначале вырезал варию над буквой Е, затем исправил её на выносное И.
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти