Надпись о строительстве церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Туле; 1691/92 г.; Церковь Благовещения, г. Тула

Категории

Кириллическая эпиграфика Нового времени

Идентификатор
Надпись о строительстве церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Туле; 1691/92 г.; Церковь Благовещения, г. Тула
Название
Надпись о строительстве церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Туле
OG-код
OG1264
CIR-код
CIR1210
Разновидность (характер)
Плита.
Тип/Жанр
Строительно-мемориальная надпись
Описание надписи
Надпись в 17 строк, выполненная по графье в технике трёхгранно-выемчатой резьбы.
Подлинность
Подлинник
Состояние носителя
Белокаменная плита-вставка прямоугольной формы. На поверхности плиты имеются потёртости.
Стиль / тип письма
Эпиграфический полуустав
Материал
Способ линовки
Линии/Графья присутствуют
Полевое документирование
Документировано 15.07.2019 г.
Обстоятельства находки
Западная стена церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Ильинской улице в Туле, справа от входа. Надпись находится in situ. Сохранности надписи способствовало то, что после закрытия в 1932 г. храм был признан памятником архитектуры и в 1945 г. был взят под государственную охрану. В 1982–1990 гг. в церкви размещался краеведческий музей. Надпись была расчищена от покрывавших ее извести, цемента и краски в мае-июне 1978 г. прот. Р. Р. Лозинским, сделавшим ее обмеры и фотографии. Позднее надпись была побелена, а буквы в соответствии с первоначальной раскраской плиты прокрашены красной (начальные буквы слов и знак 7-го тысячелетия от Сотворения мира) и синей (остальные буквы) красками.
Авторы полевого документирования
Мария Андреева, Екатерина Романенко, Анастасия Глотова, София Шевчук, Юлия Миронова
Издание / публикация

Иванов А., свящ. Тульская Благовещенская церковь // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 6. Прибавления. С. 322 (по собственной копии, гражданским шрифтом); Иванов А., прот. Тульская Благовещенская церковь // Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии. Вып. 1: Святые храмы города Тулы / Под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Арсеньева. Тула, 1888. С. 241 (перепечатка из «Тульских епархиальных ведомостей», с изменениями); Памятники искусства Тульской губернии. Год III. Вып. 1. М., 1914. С. 5–6 (гражданским шрифтом, по публикации прот. А. Иванова); Лозинский Р. Р., прот. Каменный сказ Благовещенской церкви г. Тулы // Лозинский Р. Р., прот. Страницы минувшего. Тула, 2000. С. 116 (фото), 118 (рукописный текст), 119–120 (транскрипция по собственной копии, гражданским шрифтом в современной орфографии); Авдеев А. Г. Строительная надпись конца XVII века из Тулы // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Сост. Г. М. Зеленская / Научн. ред. Г. М. Зеленская, Н. М. Кочеляева. М., 2005. С. 200 (текст), 201 (фото) (по собственной копии, в соответствии с камнем).

Библиография
История правки описания: Дынин М. Д. 17/1/24 Авдеев А. Г. 17/4/24 Радеева О. Н. 7/5/24 Авдеев А. Г. 8/5/24 Авдеев А. Г. 8/7/24 Авдеев А. Г. 10/8/24
Дата составления описания
2024-08-10
Текст на языке оригинала

в лѣ́то ‧ ҂з҃с ⷢ гоⷣу ; при деⷬжаве  бл҃гочестиве̏шиⷯ ‧ ц҃ре̏

і҆ вели́киⷯ ‧ кн҃зе̏ ‧ і҆о́аⷩна ‧ а҆леѯѣ́евича ‧ пера ‧ а҆ле

ѯѣ́евича всеа̀ вели́киꙗ і҆ малы́ꙗ і҆ бѣ́лыꙗ ро

сиі̏ самодеⷬжцеⷡ ї блг҃ословениеⷨ прео҆св҃щеⷩнѣ̏

шаго никиты аⷬхи́епⷭ҇кпа коломеⷩского і҆ кашиⷬского

построена̀ цр҃коⷡ си́ѧ камеⷩнаꙗ блг҃овѣ́щениꙗ прст҃ы

ꙗ бцⷣы на келе̏ные дн҃ги тро҃цкого а҆старахаⷩского

мнтⷭ҇рѧ стро̏телѧ і҆еромона̀ха фео҆доси́ѧ преⷤде быⷡ

шего св҃щеника блг҃овѣ́щеⷩского вѣнⷱаго ради по

ми́новѣниꙗ по о҆ц҃е своеⷨ схиⷨнике фе́о҆доси́і҆ по ма

тери свое̏ мари̏ і҆ по поⷣдрꙋжи̏ свое̏ е҆катерине ї по сво

е̏ грѣнⷲо̏ дш҃ѣ ї по прочихь своіⷯ роди́телѧⷯ ї а҆ще бꙋдеⷮ

которо̏ свщ҃ениⷦ солⷭ҇ужи́теⷧ в̾ цр҃кви блг҃овѣ́щени

ꙗ прст҃ыꙗ бцⷣы ї о҆нъ бы пожаловаⷧ в̾ заⷠвени̏ не

положиⷧ і҆ у҆ ст҃аго жеⷬтвени́ка за просѳи́ромисаниеⷨ

і на ектени́ꙗⷯ і҆мѧ́на иⷯ поминаⷧ да ї саⷨ поми́но

(vv) ‧ веⷩ буде у҆ престола вы́шнего сꙋ́ди̏ ‧ (vv)

Транскрипция

В лето 7200 [1691/92]г(о) году при державе бл(а)гочестивейших ц(а)рей и великих кн(я)зей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев и бл(а)гословением преосв(я)щеннейшаго Никиты архиеп(и)ск(о)па Коломенского и Каширского построена ц(е)рков(ь) сия каменная Бл(а)говещения Пр(е)с(вя)тыя Б(огоро)д(и)цы на келейные д(е)н(г)и Тро(и)цкого Астараханского м(о)н(а)ст(ы)ря строителя иеромонаха Феодосия, преждебывшего св(я)щенника Бл(а)говещенского, вечного ради поминовения по о(т)це своем схимнике Феодосии, по матери своей Марии и поддружии своей Екатерине и по своей грешной д(у)ше и по прочих своих родителях. И аще будет которой священик сослужител(ь) в ц(е)ркви Бл(а)говещения Пре(свя)тыя Б(огоро)д(и)цы, и он бы пожаловал, в забвении не положил и у с(вя)таго жертвеника за просфиромисанием и на ектениях имена их поминал, да и сам поминовен будет у престола Вышнего Судии.

Комментарий линвистический

Пропуск Ъ или Ь: деⷬжаве (стк. 1), бл҃гочестиве̏шиⷯ (стк. 1), вели́киⷯ (стк. 2), і҆оаⷩна (стк. 2), самодеⷬжцеⷡ (стк. 4), прео҆св҃щеⷩнѣ̏шаго (стк. 4–5), аⷬхи́епⷭ҇кпа коломеⷩского (стк. 5), цр҃коⷡ камеⷩнаꙗ (стк. 6), преⷤдебыⷡшего (стк. 8–9), вѣнⷱаго (стк. 9), своеⷨ (стк. 10), схиⷨнике (стк. 10), поⷣдрꙋжи̏ (стк. 11), грѣнⷲо̏ (стк. 12)., своіⷯ роди́телѧⷯ (стк. 12), бꙋдеⷮ (стк. 12), свщ҃ениⷦ солⷭ҇ужи́теⷧ (стк. 13), пожаловаⷧ (стк. 14), заⷠвени̏ (стк. 14), положиⷧ (стк. 15), жеⷬтвени́ка (стк. 15), ектени́ꙗⷯ (стк. 16), иⷯ поминаⷧ (стк. 16), саⷨ (стк. 16), поми́новеⷩ (стк. 16–17), буде (стк. 17). Употребление паерка: в̾ (стк. 13, 14).

Прилагательные на –ий: преⷤдебыⷡшего (стк. 8–9), вы́шнего (стк. 17). Прилагательные на –ой: коломеⷩского (стк. 5), кашиⷬского (стк. 5), тро҃цкого (стк. 7), а҆старахаⷩского (стк. 7), блг҃овѣ́щеⷩского (стк. 9), которо̏ (стк. 13). Прилагательные на –ый: келе̏ные (стк. 7).

Лексический сербизм: всеа̀ (стк. 3).

Гиперкорректное написание слов иностранного происхождения: мена этимологического ф на ѳ в слове «просѳи́ромисаниеⷨ» (стк. 15).

Личные имена. 8. фео҆доси́ѧ. 10. фе́о҆доси́. Мена этимологического Ѳ на Ф в имени греческого происхождения.

Комментарий текстологический

1. лѣ́то] лѣта — свящ. А. Иванов. въ лѣто — Памятники… ҂з҃с ⷢ] 7200 (1692)го — свящ. А. Иванов.  7200 — прот. Р. Р. Лозинский. ҂з҃с ⷢ гоⷣу] 7200 (1692) годъ — Памятники… ҂з҃сго ‧ гду — А. Г. Авдеев. деⷬжаве] державѣ — свящ. А. Иванов, Памятники... бл҃гочестиве̏шиⷯ] благочестивѣйшихъ — свящ. А. Иванов, Памятники... 
2. і҆] и — свящ. А. Иванов, Памятники…, прот. Р. Р. Лозинский (и во всех последующих случаях). вели́киⷯ] великихъ — свящ. А. Иванов. і҆о́аⷩна] і҆оаⷩна — А. Г. Авдеев. 
3. всеа̀] всея — свящ. А. Иванов, Памятники…, прот. Р. Р. Лозинский. 
3–4. росиі̏] Россїи — Памятники… Ро[с]сии — прот. Р. Р. Лозинский. росиї — А. Г. Авдеев. 
4. самодеⷬжцеⷡ] Самодержцевъ — свящ. А. Иванов, Памятники... самодержцеⷡ — А. Г. Авдеев. блг҃ословениеⷨ] благословенiемъ — свящ. А. Иванов, Памятники... 
5. аⷬхиепⷭ҇кпа] архiепископа — свящ. А. Иванов, Памятники... коломеⷩского] Коломенскаго — свящ. А. Иванов, Памятники... кашиⷬского] Коширскаго — свящ. А. Иванов. Каширскаго — Памятники… 
6. построена̀] построена — А. Г. Авдеев. цр҃коⷡ‚] церковь — свящ. А. Иванов, Памятники…, прот. Р. Р. Лозинский. цр҃коⷡ, — А. Г. Авдеев. 6. блг҃овѣ́щениꙗ] Благовѣщенiя — свящ. А. Иванов, Памятники... 
7. дн҃ги] деньги — свящ. А. Иванов, Памятники…, прот. Р. Р. Лозинский. тро҃цкого] Троицкаго — свящ. А. Иванов, Памятники…, прот. Р. Р. Лозинский. а҆старахаⷩского] Астраханскаго — свящ. А. Иванов, Памятники... 
8. фео҆доси́ѧ] Ѳеодосiя — свящ. А. Иванов, Памятники... 
8–9. преⷤдебыⷡшего] прежде бывшаго — свящ. А. Иванов, Памятники… 
9. св҃щеника] священника — свящ. А. Иванов, Памятники…, прот. Р. Р. Лозинский. св҃щенника — А. Г. Авдеев. блг҃овѣ́щеⷩского] Благовѣщенскаго — свящ. А. Иванов, Памятники... 
9–10. поми́новѣниꙗ] поминовенiя — свящ. А. Иванов, Памятники... 
10. о҆ц҃е своеⷨ] отцѣ своемъ — свящ. А. Иванов, Памятники... схиⷨнике] схимникѣ — свящ. А. Иванов, Памятники... фе́о҆доси́] Ѳеодосiи — свящ. А. Иванов, Памятники... Феодосии — прот. Р. Р. Лозинский. фе́о҆доси — А. Г. Авдеев. 
11. мари̏] Марiи — свящ. А. Иванов. поⷣдрꙋжи̏] подружiи — свящ. А. Иванов, Памятники... подружии — Р. Р. Лозинский. е҆катерине] Екатеринѣ — свящ. А. Иванов, Памятники... 
12. грѣнⷲо̏] грѣшнѣй — свящ. А. Иванов. прочихь] прочихъ — свящ. А. Иванов, Памятники... прочих — прот. А. А. Лозинский. прочиⷯ — А. Г. Авдеев. своіⷯ роди́телѧⷯ] своихъ родителяхъ — свящ. А. Иванов, Памятники... ї] і҆ — А. Г. Авдеев. бꙋдеⷮ] буде — свящ. А. Иванов, Памятники…, прот. Р. Р. Лозинский. 
13. которо̏] который — свящ. А. Иванов, Памятники... свщ҃ениⷦ] священникъ — свящ. А. Иванов, Памятники... священник — прот. Р. Р. Лозинский. солⷭ҇ужи́теⷧ] сооружитель — свящ. А. Иванов, Памятники... сослужитель — прот. Р. Р. Лозинский. цр҃кви] цр҃ќви — А. Г. Авдеев. 
13–14. блг҃овѣ́щениꙗ] Благовѣщенiя — свящ. А. Иванов, Памятники... прот. Р. Р. Лозинский помещает слово полностью в стк. 13. 
14. прст҃ыꙗ] Пресв. — прот. А. Иванов, Памятники... пожаловаⷧ] пожаловалъ — свящ. А. Иванов, Памятники... заⷠвени̏] забвенiе — свящ. А. Иванов, Памятники... забвение — прот. Р. Р. Лозинский. заⷠвениї — А. Г. Авдеев. 
15. положиⷧ] положилъ — свящ. А. Иванов, Памятники… жеⷬтвени́ка] жертвенника — свящ. А. Иванов, Памятники…, прот. Р. Р. Лозинский. і҆ у] у҆ — А. Г. Авдеев. просѳи́ромисаниеⷨ] просвиромисанiемъ — свящ. А. Иванов, Памятники... просфиромисанием — прот. Р. Р. Лозинский. просѳі́ромисаниеⷨ — А. Г. Авдеев. 
16. ектени́ꙗⷯ] ектенiяхъ — свящ. А. Иванов. эктенiяхъ — прот. А. Иванов, Памятники... иⷯ] ихъ — свящ. А. Иванов, Памятники... саⷨ] самъ — свящ. А. Иванов, Памятники... 
16–17. поми́новеⷩ] поминовенъ — свящ. А. Иванов, Памятники... 
17. буде] будетъ — свящ. А. Иванов, Памятники... буде[т] — прот. Р. Р. Лозинский. у҆] у — А. Г. Авдеев. вы́шнего] Вышняго — свящ. А. Иванов, Памятники... сꙋ́ди̏] Судiи — свящ. А. Иванов, Памятники… сꙋди̏ — А. Г. Авдеев.

Шрифт
Техническая дата
1691-05-05
Дата создания (внутренняя датировка)
7200 г.
Дата создания, от
1691
Дата создания, до
1692
Век
XVII в.
Комментарий исторический

Просопографический комментарий

8–9. тро҃цкого а҆старахаⷩского мнтⷭ҇рѧ стро̏телѧ і҆еромона̀ха фео҆доси́ѧ преⷤдебыⷡшего св҃щеника блг҃овѣ́щеⷩского. Иеромонах Феодосий (в миру Феофилакт Фёдоров) родился в семье священника тульской Благовещенской церкви Фёдора Кириллова и Марии Васильевны. Его отец принял великую схиму с именем Феодосий. Феофилакт и его брат Архип после пострига отца стали приходскими священниками в том же храме, а третий брат, Мефодий, принявший во второй половине 80-х гг. XVII в. монашество, — дьяконом.

Был женат на Екатерине. В браке родилось трое сыновей — Каллиник (Калина), Тарасий и Иоанн, умерший в младенчестве.

Предположительно в конце 50-х или начале 60-х гг. XVII в., после смерти жены, Феофилакт принял постриг в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре с именем Феодосий[1]. Согласно поступной грамоте, составленной в 1689 г., после пострига он сохранил за собой четвёртую долю священнического жребия со всем церковным доходом в Благовещенском храме Тулы, «а та моя четверть церковнаго места с церковным доходом прежде сего иному никому не продана и не заложена и ни в каких письменных и безписьменных крепостях не укреплена и в монастырь по дуще не отдана <…> А поступился я, строитель старец Феодосий, тем церковным местом со церковным доходом безденежно для поминовения родителей наших, во блаженном успении отца нашего Феодосия Кирилловича схимонаха Феодосия, и матери нашей Марии Васильевной и подружии моей Екатерины и протчих наших сродников»[2]. После пострига за иеромонахом Феодосием остались также харчевная изба на церковной земле и лавка в калачном ряду, ранее принадлежавшая его отцу, которыми по поступной грамоте должны были владеть его брат иеродиакон Мефодий и племянник, священник Иоанн Архипович. Послухом по грамоте выступал брат Феодосия иеромонах Афанасий (в миру Архип), находившийся в это время в Астрахани[3].

Феодосий был рукоположен в иеромонахи и при архимандрите Акакии был экономом Ново-Иерусалимского монастыря, то есть ведал хозяйством обители. В этой должности он впервые упоминается в апреле 1664 г. одновременно с соимённым ему строителем этой обители, Феодосием[4]. Иеромонах Феодосий входил в ближайшее окружение патриарха Никона, в июле 1658 г. удалившегося в Ново-Иерусалимский монастырь и называл себя «Живоноснаго Христова Воскресения монастыря Новаго Иерусалима патриарха Никона икономом»[5]. В ноябре-декабре 1666 г. он сопровождал патриарха Никона на Освященный Собор[6], а около 1679 г. покинул Ново-Иерусалимский монастырь. Одно из последних его упоминаний в монастырских документах датируется 4 мая 1679 г., но в списке братии, содержащемся в монастырской описи 1679 г., имени иеромонаха Феодосия уже нет[7].

Покинув Ново-Иерусалимскую обитель, Феодосий не потерял связи с его бывшими насельниками и памяти о месте своего пострига. В собрании А. И. Хлудова сохранился рукописный сборник из его келейной библиотеки, в составе которого находятся материалы о патриархе Никоне, в том числе и наиболее ранние списки второй эпитафии архимандрита Германа и первой редакции стихотворной «летописи» Ново-Иерусалимского монастыря, созданной архимандритом Никанором[8]. Феодосий сохранил общение с бывшим строителем Феодосием, назначенным архимандритом Троицкого Ипатьевского монастыря. Согласно Писцовой книге Тулы 1685/86 г., последний вложил в Благовещенскую церковь Минею общую «новой печати»[9].

В 1689/90 г. иеромонах Феодосий уже был строителем Астраханского Троицкого монастыря[10]. В 1691/92 г. на свои келейные деньги он построил каменную пятиглавую Благовещенскую церковь в Туле.

Моровое поветрие, свирепствовавшее в Астраханском уезде с 20 июля 1692 г. по 11 декабря 1693 г., унесло жизни более 10 тысяч человек, в том числе архимандрита Троицкой обители Павла, братию, служек и служебников. По её окончанию новопоставленный архимандрит Рувим и Феодосий 3-й с братией обратились к митрополиту Астраханскому и Терскому Савватию с просьбой о строительстве в память об эпидемии храма Георгия Победоносца на Бурнатаевском бугре, на что епархиальный архиерей выдал благословенную грамоту. В 1696 г. архимандрит Рувим и Феодосий 3-й получили от митрополита Савватия благословенную грамоту на строительство нового Троицкого собора в монастыре. Строительство завершилось в 1699 г. и обошлось в 4580 руб. и 3 алтына. В том же году обитель была приписана к Троице-Сергиеву монастырю[11]. Видимо, после этого иеромонах Феодосий перешёл в непосредственное подчинение астраханского владыки Сампсона и занял должность архиерейского домового строителя. В 1702–1704 гг. он нанимал мастеров резных дел и иконописцев, трудившихся над иконостасом для возводимого кафедрального Успенского собора[12]. Хотя внук Феодосия, посадский человек Микула Калинин, сообщает о его смерти в 1703 г.[13], один из последних документов с именем архиерейского домового строительства датируется 4 февраля 1704 г.[14] Вероятно, Феодосий умер вскоре после этого времени. Место захоронения неизвестно.

10. по о҆ц҃е своеⷨ схиⷨнике фе́о҆доси́. Священник тульской Благовещенской церкви Фёдор Кириллович. Принял великую схиму с именем Феодосий. Отец Феофилакта (схимонаха Феодосия) и его братьев — Архипа, Иерофея и Мефодия. Похоронен у церкви Благовещения (CIR1212).

10–11. по матери свое̏ мари̏. Мария Васильевна, жена священника Фёдора Кириллова. Мать Феофилакта (схимонаха Феодосия) и его братьев — Архипа, Иерофея и Мефодия. Похоронена у церкви Благовещения (CIR1212).

11. по поⷣдрꙋжи̏ свое̏ е҆катерине. Жена Феофилакта (схимонаха Феодосия). В браке родилось трое сыновей — Каллиник (Калина), Тарасий и Иоанн, умерший в младенчестве (CIR1210). Похоронена у церкви Благовещения (CIR1212).

5. никиты аⷬхи́епⷭ҇кпа коломеⷩского і҆ кашиⷬского. Происходил из купеческого рода г. Тотьмы. 21 июня 1661 г. рукоположен в архимандриты Кирилло-Белозерского монастыря. 27 апреля рукоположен в архимандриты Кириллова Новоезерского монастыря, 26 декабря 1667 г. вновь переведён в архимандриты Кирилло-Белозерского монастыря. Во время его настоятельства в обители пребывал в ссылке бывший патриарх Никон, чьим духовником был архимандрит Никита. В 1681 г. последний сопровождал Никона до Ярославля, был свидетелем его кончины и присутствовал на отпевании в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. 6 ноября 1681 г. рукоположен в епископы Архангельские и Звенигородские. По традиции в епископы Архангельские возводился священник (или иеромонах), служивший у «царских гробов» в Архангельском соборе Московского Кремля. С открытием Звенигородской епархии дело затянулось, и 24 декабря того же года Никита был переведён на Коломенскую и Каширскую кафедру в сане архиепископа, которой управлял вплоть до смерти в 1704 г. Похоронен в Успенском соборе Коломны. Надгробная плита утрачена[15].

Терминологический комментарий

11. поⷣдрꙋжи̏. Умершая жена священника[16].

Богослужебный комментарий

15–16. у҆ ст҃аго жеⷬтвени́ка за просѳи́ромисаниеⷨ і на ектени́ꙗⷯ і҆мѧ́на иⷯ поминаⷧ. В надписи указан порядок поминовения живых и усопших во время первой части литургии — проскомидии (приношения), когда путём особых священнодействий из хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии. Составной частью проскомидии является просфиромисание — изъятие частиц из просфор. Согласно «Скрижали», изданной в 1656 г., во время изъятия частиц из пятой просфоры священник читал молитву «ѡ҆ па́мѧти , и҆ ѡ҆ставле́нїи прⷭ҇нопа́мѧтных̾ соⷥда́телей ст҃ы́ѧ ѻ҆би́тели сеѧ̀ . здѣ̀ поминаеⷮ сщ҃е́нниⷦ҇ по и҆́мени и҆́хже хо́щеⷮ живы́хъ и҆ ме́ртвыⷯ <…> а҆́ще же слꙋчи́тсѧ в̾ нѣ́коей и҆но́й цр҃кви , помина́етъ ѻ҆́ногѡ , и҆́же созда̀ цр҃квь , си́рѣчь зда́телѧ , и҆лѝ зда́телей <…> послѣди́ же помина́етъ ѻ҆́ныхъ , и҆́же оуспо́ша во хрⷭ҇тѣ»[17]. Близкая формула содержится в строительной надписи архимандрита Ипатьевского монастыря Феодосия III (CIR4089)[18].


 


[1] Имена почивших отца, жены и малолетнего сына, Феодосий упоминает во вкладной записи в Сборнике переводов Епифания Славинецкого (М.: Печатный двор, V. 1665; Зёрнова. 311), вложенном им в Благовещенскую церковь Тулы «в вечное поминовение» своих родственников в 1665/66 г. См.: Иванов А., свящ. Тульская Благовещенская церковь // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 6. Прибавление. С. 325–326.

[2] Иванов А., свящ. Тульская Благовещенская церковь // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 6. Прибавление. С. 326–327.

[3] Иванов А., свящ. Тульская Благовещенская церковь // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 6. Прибавление. С. 326–327.

[4] Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876. С. 185, 189–190.

[5] Иванов А., свящ. Тульская Благовещенская церковь // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 6. Прибавление. С. 325–326; Государственный исторический музей. Отдел рукописей. Собрание А. И. Хлудова. № Д–86.

[6] Житие Никона, святейшего патриарха Московского / Предисл. В. В. Шмидта, В. А. Юрченкова, В. Б. Смирновой / Подг. текста В. Б. Смирновой / Комм. В. Б. Смирновой, В. В. Шмидта. Саранск, 2005. С. 96.

[7] Зеленская Г. М. Иеромонах Феодосий — эконом Воскресенского монастыря во второй половине 1660-х гг. // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». / Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сборник статей. Вып. II / Сост. Г. М. Зеленская / Научн. ред. Г. М. Зеленская, Н. М. Кочеляева. М., 2005. С. 206.

[8] Государственный исторический музей. Отдел рукописей. Собрание А. И. Хлудова. № Д–86.

[9] Российский государственный архив древних актов. Ф. 1209 (Поместный приказ). Оп. 1. Д. 494. Л. 109 об. — 110. Вероятно, это была Минея общая с праздничной, изданная на Печатном дворе в январе 1685 г. (Зёрнова. № 391).

[10] Иванов А., свящ. Тульская Благовещенская церковь // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 6. Прибавление. С. 327–328.

[11] Подлинник жалованной грамоты: Российский государственный архив древних актов. Ф. 154 (Жалованные грамоты). Оп. 1. Д. 46. См. также: Соколов А. П. Астрахань в ея прошлом и настоящем. Статья I // ЖМВД. 1845. Ч. 12. С. 57; Астраханский Троицкий собор. История его и современное состояние // Астраханские епархиальные ведомости. 1880. № 4. Ч. неоф. С. 62–64; Рукопись Никифора Туркина // Астраханский сборник, издаваемый Покровским обществом исследователей Астраханского края. Вып. 1. Астрахань, 1896. С. 48; Ключаревская летопись: История о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях, в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах. Астрахань, 1887. С. 38.

[12] Сампсон, митрополит Астраханский и Терский // Астраханские епархиальные ведомости. 1886. № 20. Ч. неоф. С. 716–719.

[13] Российский государственный архив древних актов. Ф. 371 (Преображенский и Семёновский приказы). Оп. 2. Д. 1144. Л. 44.

[14] Сампсон, митрополит Астраханский и Терский // Астраханские епархиальные ведомости. 1886. № 20. Ч. неоф. С. 719.

[15] Устинова И. А. Никита // Православная энциклопедия. Т. XLIX. М., 2018. С. 547–549.

[16] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 16. М., 1990. С. 50. s.v. подружие

[17]  Скрижаль. М.: Печатный двор. Х. 1656. Л. 167 об. — 168, 199 (третья паг.). Зёрнова. 266. 

[18] См.: Авдеев А. Г. Эпиграфическое «наследие» настоятеля костромского Ипатьевского монастыря архимандрита Феодосия III († 1692) // Ипатьевский вестник. Научно-богословский журнал. 2023. № 1 (21). С. 140–141.

Комментарий палеографический

Эпиграфический полуустав высокого качества. Диакритика нерегулярная. Начальные буквы слов и обозначение 7-й тысячи лет выкрашены красной краской, остальные синей. Датирующие элементы, а также часть титулатуры и имена царей выделены интерпунктационными знаками в виде точек и точек с запятой. Выносная буква В в словах «самодеⷬжцеⷡ» (стк. 4), «цр҃коⷡ» (стк. 6) и преⷤдебыⷡ(шего) (стк. 8) выполнены в виде трёх дуг.

Для дукта резчика характерно использование и-десятичного в качестве союза и надстрочной буквы н при их сдвоении. Буква З в обозначении года (стк. 1) по форме напоминает цифру 3 с удлинённым и изогнутым окончанием нижней дуги, выходящим за границу строки. Знак тысячи является продолжением верхней дуги. Насечки наклонены и параллельны друг другу. Аналогии: CIR0119 (1690 г.), CIR0115 (1693 г.), CIR0013 (1699 г.).

Лигатуры: стк. 1 — пр в слове «при», ав в слове «деⷬжаве», лг и ив в слове «бл҃гочестиве̏шиⷯ»; стк. 2 — ик слове «вели́киⷯ», ан в слове «і҆оаⷩна»; стк. 3 — ик и иꙗ в слове «вели́киꙗ»; стк. 4 — ам в слове «самодеⷬжцеⷡ», лг в слове «блг҃ословениеⷨ»; стк. 4–5 — пр и аг в слове «прео҆св҃щеⷩнѣ̏шаго»; стк. 5 — ик в слове «никиты», аш в слове «кашиⷬского»; стк. 6 — ам и аꙗ в слове «камеⷩнаꙗ», лг и иꙗ в слове «блг҃овѣ́щениꙗ», пр в слове «прст҃ы(я)»; стк. 7 — ак в словосочетании «на келе̏ные», нг в слове «дн҃ги», ар в слове «а҆старахаⷩского»; стк. 8 — пр в слове «преⷤдебыⷡ(шего)»; стк. 9 — ик в слове «св҃щеника», лг в слове «блг҃овѣ́щеⷩского», аг в слове «вѣнⷱаго»; стк. 10 — ин и иꙗ в слове «(по)ми́новѣниꙗ», ик в слове «схиⷨнике»; стк. 11 — ар в слове «мари̏», ин в слове «е҆катерине»; стк. 12 — пр в слове «прочихь»; стк. 13 — лг в слове «блг҃овѣ́щени(я)»; стк. 14 — пр в слове «прст҃ыꙗ», ав в слове «заⷠвени̏»; стк. 15 — аг в слове «ст҃аго», ик в слове «жеⷬтвени́ка», апр, ир и ан в словосочетании «за просѳи́ромисаниеⷨ»; стк. 16 —  иꙗ в слове «ектени́ꙗⷯ», ин в слове «поминаⷧ»; стк. 17 — пр в слове «престола».

Суспенсия: ҂з҃с ⷢ (стк. 1). Контрактуры: бл҃гочестиве̏шиⷯ ц҃ре̏ (стк. 1), кн҃зе̏ (стк. 2), блг҃ословениеⷨ (стк. 4), прео҆св҃щеⷩнѣ̏шаго (стк. 4–5), аⷬхи́епⷭ҇кпа (стк. 5), цр҃коⷡ (стк. 6), блг҃овѣ́щениꙗ (стк. 6), прст҃ыꙗ бцⷣы (стк. 6–7), дн҃ги (стк. 7), тро҃цкого (стк. 7), мнтⷭ҇рѧ (стк. 8), св҃щеника блг҃овѣ́щеⷩского (стк. 9), о҆ц҃е (стк. 10), дш҃ѣ (стк. 12), свщ҃ениⷦ (стк. 13), цр҃кви (стк. 13), блг҃овѣ́щениꙗ (стк. 13–14), прст҃ыꙗ бцⷣы (стк. 14), ст҃аго (стк. 15).

Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: ц҃ре̏ (стк. 1), прео҆св҃щеⷩнѣ̏(шаго) (стк. 4), преⷤдебыⷡ(шаго) (стк. 8), бꙋдеⷮ (стк. 12), просѳи́ромисаниеⷨ (стк. 15), сꙋ́ди̏ (стк. 17). (vv)

Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: гоⷣу (стк. 1), бл҃гочестиве̏шиⷯ (стк. 1), вели́киⷯ кн҃зе̏ (стк. 2); (Ро)сиі̏ (стк. 4), самодеⷬжцеⷡ (стк. 4), блг҃ословениеⷨ (стк. 4), своеⷨ (стк. 10), свое̏ (стк. 11, дважды), мари̏ (стк. 11), поⷣдрꙋжи̏ (стк. 11), (сво)е̏ (стк. 12), грѣнⷲо̏ (стк. 12), своіⷯ роди́телѧⷯ (стк. 12), которо̏ свщ҃ениⷦ солⷭ҇ужи́теⷧ (стк. 13), пожаловаⷧ (стк. 14), заⷠвени̏ (стк. 14), положиⷧ (стк. 15), ектени́ꙗⷯ (стк. 16), иⷯ поминаⷧ (стк. 16), саⷨ (стк. 16), (помино)веⷩ буде (стк. 17).

Ошибки резчика. В слове «фе́о҆доси́» (стк. 10) вместо выносного И вырезана оксия.

Комментарий дипломатический
Элементы формуляраТекст надписи
Datatio1|1 в лѣ́то ‧ ҂з҃с ⷢ гоⷣу ;
Datatio2|1 при деⷬжаве бл҃гочестиве̏шиⷯ ‧ ц҃ре̏ |2 і҆ вели́киⷯ ‧ кн҃зе̏ ‧ і҆о́аⷩна ‧ а҆леѯѣ́евича ‧ пера ‧ а҆ле|3ѯѣ́евича всеа̀ вели́киꙗ і҆ малы́ꙗ і҆ бѣ́лыꙗ ро|4 сиі̏ самодеⷬжцеⷡ
Intitulatio|4 ї блг҃ословениеⷨ прео҆св҃щеⷩнѣ̏|5 шаго никиты аⷬхи́епⷭ҇кпа коломеⷩского і҆ кашиⷬского
Fundatio|построена̀ цр҃коⷡ си́ѧ камеⷩнаꙗ блг҃овѣ́щениꙗ прст҃ы|7ꙗ бцⷣы
Narratio|7 на келе̏ные дн҃ги тро҃цкого а҆старахаⷩского|8 мнтⷭ҇рѧ стро̏телѧ і҆еромона̀ха фео҆доси́ѧ преⷤдебыⷡ|9шего св҃щеника блг҃овѣ́щеⷩского
Dispositio|9 вѣнⷱаго ради по|10ми́новѣниꙗ по о҆ц҃е своеⷨ схиⷨнике фе́о҆доси́ і҆ по ма|11тери свое̏ мари̏ і҆ по поⷣдрꙋжи̏ свое̏ е҆катерине ї по сво|12е̏ грѣнⷲо̏ дш҃ѣ ї по прочихь своіⷯ роди́телѧⷯ
Subscriptio|12 ї а҆ще бꙋдеⷮ |13 которо̏ свщ҃ениⷦ солⷭ҇ужи́теⷧ в̾ цр҃кви блг҃овѣ́щени|14ꙗ прст҃ыꙗ бцⷣы ї о҆нъ бы пожаловаⷧ в̾ заⷠвени̏ не |15 положиⷧ і҆ у҆ ст҃аго жеⷬтвени́ка за просѳи́ромисаниеⷨ |16 і на ектени́ꙗⷯ і҆мѧ́на иⷯ поминаⷧ да ї саⷨ поми́но|17‧ веⷩ будеᲄ у҆ престола вы́шнего сꙋ́ди̏ 
Место создания
Место обнаружения
Место текущего хранения

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти