Доментиан, иеромонах и духовник Хиландарского монастыря

Имя
Доментиан, иеромонах и духовник Хиландарского монастыря
Информация
Доментиан Хиландарец – выдающийся средневековый сербский писатель, первый известный сербский агиограф. Скудные сведения о нем содержатся в его агиографических сочинениях. Известно, что большую часть жизни он провёл монахом в афонском Хиландарском монастыре, где написал свои наиболее значительные произведения – Житие св. Саввы Сербского (основателя сербского афонского Хиландарского монастыря и автокефальной Сербской православной церкви, её первого архиепископа), и Житие преп. Симеона (Стефана Немани – объединителя сербских земель и отца св. Саввы). Исследователи считают, что Доментиан происходил из благородной семьи и получил хорошее образование, принял монашество, вероятно, в монастыре Жича, где стал учеником св. Саввы. Доментиан сообщает, что был «младшим», т. е. вероятно последним его учеником. Очевидно, он сопровождал учителя во втором паломничестве на Святую Землю (1233 – нач. 1235 г.), находился во время его предсмертной болезни в Тырнове, куда св. Савва со спутниками попал на обратном пути на родину, участвовал в погребении и перенесении его мощей в монастырь Милешева, а затем удалился на Афон в сербский Хиландарский монастырь. Там по желанию короля Уроша I (внука Стефана Немани и племянника св. Саввы) в 1243 г. он написал первое пространное Житие св. Саввы. Согласно послесловию в конце текста, Доментиан для этой работы поселился в бывшей келье своего учителя, находившейся в административном центре Афона Карее, – «в исихастерии … кир Саввы, где есть церковь святого Саввы Иерусалимского», т.е. в келье Типикарница. Около 1260 г. иеромонах Доментиан был избран духовником братии Хиландара. В конце 1262 или начале 1263 г. он встретил на Афоне молодого писца Феодора Грамматика и пригласил его в Хиландарский монастырь для написания книг. Из двух писцовых записей на Син. 345 известны подробности этой работы. Из-за гонений на безбородых («женоликих») вскоре после этой встречи с Доментианом писцу Феодору пришлось уехать с Афона, однако Доментиан нашел его в Солуни через полгода и вернул в Хиландарский монастырь. Сербский книжник задумал проверить и исправить древний болгарский перевод Шестоднева и поэтому нуждался в таком опытном и грамотном писце и помощнике, как Феодор Грамматик, хорошо знающего греческий язык и особенности перевода с него на славянский язык. Согласно послесловию в созданном Доментианом Житии преп. Симеона (1264 г.), к этому времени он переместился в соседнюю с Типикарницей келью – Патерица с церковью Преображения в Карее (см. комментарий к первой писцовой записи). Там он поселил своего помощника и переписчика Феодора Грамматика для совместной работы над новым списком Шестоднева (ГИМ, Син. 345). Задачи при его создании были иными, чем представляется до сих пор в историографии. Полагаем, что это была не простая переписка антиграфа, а последовательная редактура раннего болгарского перевода по греческому тексту. На это указывают обстоятельства создания Син. 345, его графико-орфографические и текстологические данные. [Уханова, 2024] Доментиан был организатором и создателем новой редакции. В записи писец четко разделил свою работу («рукою грамматика Феодора») и Доментиана-редактора («повелением и трудом преподобного отца Доментиана»). Когда книга была готова наполовину, Феодор Грамматик по ложному обвинению был выслан со Святой горы. Доментиан определил его в одно из хиландарских подворий за пределами Афона и благословил на завершение работы над перепиской Шестоднева. При самостоятельной переписке второй половины рукописи (Син. 345, л. 144 – 268) Феодор был лишен руководства Доментиана-редактора, поэтому задача писца была изменена: теперь он должен был максимально точно копировать имеющийся у него древний антиграф, что нашло отражение не только в отсутствии существенных исправлений текста во второй части этой рукописи, но и в воспроизведении на первых ее листах (л. 144а–146а) орфографии и даже графики своего болгарского оригинала. [Уханова, 2024]. После завершения Феодором рукописи она, вероятно, была привезена Доментиану в Хиландарский монастырь и хранилась там до середины XVII в., пока Арсений Суханов не увез ее в Москву в 1655 г. Доментиан в 1264 г. закончил свою работу в келье Патерица над Житием преп. Симеона (Стефана Немани), о чем он упомянул в послесловии к этому тексту. Известий о последующих событиях его жизни и времени смерти не сохранилось.
Дата рождения
Первая четверть XIII в.
Дата смерти
После 1264 г.

© 2025 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти