Иоанн, архиепископ Новгородский (1165–1186)

Имя
Иоанн, архиепископ Новгородский (1165–1186)
Информация
В миру – Илья, в схиме Иоанн, канонизирован как свт. Иоанн Новгородский. Илья и его брат Гавриил происходили из новгородского боярского рода («благородну, и благочестиву, и богату родителю чада» – БЛДР. Т. 6. С. 460). Их отца звали Микула (Николай), мать Ильи – Мария, а мать Гавриила – Христина (ср. запись о поминальном обеде в честь архиепископа и его роде в Студийском уставе ГИМ, Син. 330, л. 70). Автор Жития Иоанна Новгородского и вслед за ним позднейшие летописцы сообщают, что Илья (Иоанн) до принятия высокого сана был священником в церкви сщмч. Власия на Волосовой улице (Людин конец). В 1163 г. после смерти епископа Аркадия он был избран на Новгородскую кафедру. В 1165 г. был возведен в сан архиепископа, который с того момента сохранялся за новгородскими владыками. Время пребывания архиеп. Ильи на Новгородской кафедре было отмечено активным храмовым строительством. На полученные в наследство деньги архиеп. Илья вместе с братом Гавриилом принимал участие в строительстве нескольких новгородских церквей – во имя св. Отцов Никейского Собора (1182 г.) и св. Иоанна на Торговище (заложен в 1184 г.). В Житии Ильи-Иоанна сообщается, что Илия и Гавриил «и иныи церкви постависта... и святаго пророка Илью, и святаго Феодора, игумена студийскаго, и святых 3 отроков Анании, Азарьи, Мисаила, и Данила пророка, и святаго Лазоря, и святаго архиерея Николу» (цит. по: Дмитриев. 1973. С. 149; ср.: ВМЧ. Стб. 333). В 1170 г. он с братом основал Благовещенский монастырь на оз. Мячине, где ими были построены каменные Благовещенская (21 мая – 25 августа 1179 г.) и надвратная Богоявленская (1180–1182 гг.) церкви. В позднейшей новгородской письменности получила распространение особая «Повесть о построении Благовещенской церкви Иоанном и Григорием» (кон. 70-х гг. XV в.), рассказывающая о чуде, произошедшем при возведении монастырской церкви: у братьев не хватило средств для завершения строительства, и тогда Бог чудесным образом даровал им огромное богатство. С его именем также связана легенда о чудесной победе «новгородцев над суздальцами» – избавления Новгорода от нашествия объединенных сил нескольких русских княжеств под предводительством Мстислава, сына владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. После трехдневной осады города, 25 февраля 1170 г., произошло сражение, окончившееся полным поражением суздальских войск. Согласно преданию, во время осады города архиеп. Илья услышал голос, повелевавший ему вынести на стену Новгорода икону Знамения Пресв. Богородицы из Спасской церкви, после чего пораженные страхом суздальцы бежали. В 1172 г. он ездил во Владимир для переговоров с владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Победа над суздальцами сделалась любимым воспоминанием новгородцев и народное представление помнит св. Илью-Иоанна как орудие чуда от иконы Богородицы. Кроме летописных повестей, это событие нашло отражение в «Сказании о битве новгородцев с суздальцами» середины XV в., восходящем к «Воспоминанию о знамении» Пахомия Серба (30-е гг. XV в.). В честь чудесного заступничества была написана икона «Знамение Пресвятой Богородицы», а архиепископ Илья установил ее праздник 27 ноября. При нем также продолжалось ведение новгородской владычной летописи (НПЛ) и, как полагает А. А. Шахматов, был создан летописный Свод 1167 г., в начальной части соединивший новгородскую летописную традицию с ПВЛ. (Шахматов А. А. История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1. Кн. 1. С. 137–145). Перед смертью архиеп. Илья принял схиму в своем Благовещенском монастыре под именем Иоанна (см. запись в Студийском Уставе ГИМ, Син. 330, л. 281 об.). Скончался 7 сентября 1185/1186 г., погребен был в притворе Софийского собора «в мнишеском образе». По сообщению Жития, Илья перед смертью по просьбе новгородцев благословил на архиепископство своего брата Гавриила. Канонизация архиеп. Иоанна (Ильи) как местночтимого святого была организована новгородским архиепископом Евфимием II. Мощи св. Иоанна были открыты в 1439 г. Созданное в то время Житие Иоанна Новгородского с большой долей вероятности принадлежит перу Пахомия Серба. Среди разных чудес в нем с именем Иоанна связывает сказочно-фантастический рассказ о его путешествии на бесе в Иерусалим. Бес, искушая Иоанна, забрался в рукомойник святого, но Иоанн его перехитрил: заключил беса в рукомойнике крестным знамением. За освобождение от заклятья бес в течение одной ночи переносит Иоанна в Иерусалим, где тот поклоняется Гробу Господню, и возвращает в Новгород. За то, что Иоанн разгласил тайну этого удивительного путешествия, бес начинает ему мстить и компрометировать святого. Новгородцы обвиняют своего архиепископа в блуде и изгоняют из города: Его сажают с новгородского моста на плот посередине Волхова, однако по божьему изволению плот, «никым же пореваем», плывет вверх по течению к новгородской святыне – Юрьеву монастырю. Раскаявшиеся новгородцы умоляют Иоанна вернуться на свой святительский престол. В основе данного сюжета лежит широко распространенный в мировой литературе мотив заклятого крестом или крестным знамением беса. Свт. Иоанн прославлен на Соборе 1547 г. при митрополите Московском Макарии как общероссийский святой (память празднуется 7 (20) сентября).
Дата рождения
XII в.
Дата смерти
1186
Дочерние документы

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти