Устав Студийский; 1170–1186; ГИМ; Син. 330

Категории

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Устав Студийский; 1170–1186; ГИМ; Син. 330
Название
Устав Студийский; 1170–1186; ГИМ; Син. 330
Количество листов
281
Историческая справка
Рукопись является единственным сохранившимся ранним полным списком Студийского устава (в изложении византийского патриарха Алексея), не дошедшего в греческом оригинале. А. И. Соболевский, Н. Н. Дурново и др. исследователи относят его к древнейшим переводам, сделанным на Руси в XI в. (Дурново Н. Н. Введение в историю русского языка. Брно, 1927 (переиздание – М., 1969. С. 105). Список содержит все три части устава: Канонарь (триодная часть, л. 1–67), Синаксарь (месяцеслов, л. 67 об.–196) и дисциплинарную часть для общежительного монастыря (л. 196 об.–281). В месяцеслове из русских святых упоминаются Борис и Глеб (л. 181 об.): для указаний на день их памяти оставлена пустой целая страница с заглавием праздника, позднее почерком того же времени и очень близким к основному добавлены чтения святым на литургии. Рукопись была создана по заказу новгородского архиепископа Ильи и его брата Гавриила для основанного ими монастыря Благовещения на Мячине (в Аркажах). На обороте последнего листа (л. 281 об.) имеются три разновременные уникальные записи летописного характера, выполненные несколько позднее написания кодекса, в которых сообщается об основании монастыря в 6678 (1170) г. и постройке каменной церкви Благовещения в 6687 (1179) г.; о принятии основателем монастыря архиепископом Ильей схимы с именем Иоанн (9 сентября; если год был сентябрьским, то в 1185 г) и о его смерти в 6694 (1186) г.; о смерти его брата и второго основателя монастыря, к тому моменту архиепископа новгородского Гавриила в 6701 (1193) г., принявшего 24 мая схиму с именем Григорий. Датировка кодекса, таким образом, определяется периодом от основания монастыря в 1170 г. до создания первой записи на л. 281 об., где архиепископ Илья упоминается как живой, т.е. до 1186 (1185?) г. Текст этих записей частично повторен в Новгородской первой летописи, где по описываемым в них событиям дана дополнительная информация. В частности, рассказ о постройке каменной церкви Благовещения за 70 дней – с 21 мая по 25 августа 1179 г. – летописец дополняет замечанием «и бысть крестьяном прибежище» (НПЛ. С. 36). Иными словами, сооружение каменной церкви взамен первоначальной деревянной было связано с увеличением братии, что делало монастырь общежительным и требовало списка Устава. Можно предположить, что Устав ГИМ, Син. 330 был переписан незадолго до или вскоре после этого события и может датироваться ок. 1179 г. Написанная писцом сразу после последней записи летописного характера молитва ко Христу, новопреставившимся основателям обители и архангелу Гавриилу о благополучии монастыря и братии свидетельствует о нахождении этой рукописи в Благовещенском монастыре после смерти последнего из заказчиков в 1193 г. («съхрани присѣщая домъ сии . до сконьцания вѣку . и намъ даруи спасению обрѣсти»). Запись конца XIV – первой половины XV вв. о поминальном обеде по основателям обители, их родителям и их роду свидетельствует, что Устав оставался в это время в монастыре и активно использовался. Между тем, в первой половине XV в. происходит смена Студийского устава на Иерусалимский, повлекшая смену и всех связанных с ним богослужебных книг. Во второй половине этого столетия Студийский устав стал неактуальным, а данная рукопись вышла из употребления и, скорее всего, хранилась в монастырской библиотеке. В 1652 г. она вместе с большим числом других кодексов была привезена по приказу патр. Никона из Новгорода в Москву, в Патриаршую библиотеку. Летом 1658 г., после отъезда Никона из Москвы в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь по указу царя Алексея Михайловича туда были отправлены вещи из патриаршей казны, в т.ч. и книги Патриаршей библиотеки, которые первое время хранились в монастыре отдельно. Среди них был Студийский Устав ГИМ, Син. 330. В 1661 г. вместе с другими рукописями он был вложен патр. Никоном в Воскресенский монастырь, о чем свидетельствует пространная полистная запись. Однако уже в 1675 г. по повелению нового патриарха Иоакима (грамота Патриаршего приказа от 10 октября 1674 г.) кодекс вместе с большей частью библиотеки Воскресенского монастыря был возвращен на прежнее место в Москву, в патриаршую ризную казну. В ее Описи 1675 г. он значится так: «Въ малой шкапе: … 455. Устав, письменной Греческой, харатейной, в полдесть. (По нынешнему осмотру Словенской)». С тех пор этот список Студийского Устава не покидал Патриаршую библиотеку. С учреждением в 1721 г. Синода это собрание, находящееся в Московском Кремле, перешло в его ведение. С упразднением в 1918 г. Синодальной конторы, согласно постановлению Народного комиссариата просвещения, Синодальное (Патриаршее) собрание было передано в Государственный исторический музей в мае 1920 г., где хранится по настоящее время.
Сохранность
Два начальных листа в первой тетради утрачены, вероятно, еще до 1661 г., поскольку полистная вкладная запись этого года патр. Никона начинается без утрат с современного л. 1. В рукописи 36 тетрадей-кватернионов, к которым добавлены 3 листа: к последней тетради пришит на фальце 9-й лист (л. 279), а следующие два листа соединены друг с другом. Блок разбит, часть тетрадей выпадает. Листы сильно обрезаны при позднейших переплетениях рукописи. Первый и последний лист тетрадей загрязнен больше внутренних листов, из чего Д. С. Ищенко сделал заключение, что рукопись долго время могла храниться без переплета.
Цифровая копия
Шифр
Собр. Синодальной (патриаршей) библиотеки, ед. 330.
Место хранения и шифр
Государственный исторический музей (г. Москва). Собр. Синодальной (патриаршей) библиотеки, ед. 330.
Размеры
27 х 20 см
Материал
Формат листа / тетради
Библиография
Опись книгам, поступившим в 1675 году в патриаршую Ризную казну, составленная справщиком монахом Евфимием и иеродиаконом Иакинфом / изд. В. М. Ундольский. М., 1847. С. 15; Казанский С. П. История православного русского монашества. М., 1855. С. 28–40; Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки М., 1855. С. 262; Макарий, архим. История русской церкви. Т. II. СПб., 1857. С. 282. Т. III. С. 59, 273; Филарет (Гумилевский), архиеп. История русской церкви. Чернигов, 1862. Ч. I. С. 157–158; Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III: Книги богослужебные. М., 1869. Ч.1. С.237–270; Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1881 (2-е изд. – М., 1904. Т. I. Ч. 2. С. 503–517, 653–666); Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1875 (2-е изд. – Владимир, 1901 Т. 1. Восточная агиология. С. 154–156. Приложение 10. С. 445–456; Приложение 11. С. 459–462); Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков // Православный собеседник. Казань. 1882. Ч. I, февраль. С. 138–166; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X–XIV веков). 2-е изд. СПб., 1882. Стб. 72–73. Приложение. СПб., 1898. Табл. 22; Мансветов И. Д. Студийский монастырь и его церковно-служебные порядки // Прибавления к Творениям св. Отцов. М., 1884. № 34; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик): его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. С. 161–168, 378–379, 413–415; Срезневский И. И. Славяно-русская палеография XI–XIV вв. СПб., 1885. С. 156–159; Дмитриевский А. А. Церковный устав (Типик): его образование и судьба в греческой и русской церкви (сочинение профессор И. Мансветова. Москва, 1885 год) // Христианское чтение. СПб., 1888. № 9–10. С. 480–576; Соболевский А. И. О древних русских переводах в домонгольский период. М., 1897. С. 2–4; Трусевич Я. И. Свод 260 азбук и образцов кириллицы из снимков рукописей X–XVIII вв. русско- и югославянских. СПб., 1905. Л. III, XV, № 30; Металлов В. М. Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский по историческим, археологичепским и палеографическим данным. М., 1906. С. 160—165, 192, 222—223, 228; Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. СПб., 1908. С. 36–37; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Киев, 1910. Т. 1; Лисицын М. А. Первоначальный славяно-русский Типикон. Историко-археологическое исследование. СПб., 1911. С. 206; Виноградов В. П. Уставные чтения (проповедь книги). Историко-гомилетическое исследование. Сергиев Посад, 1914. Вып. 1–2; Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское наследие. Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей библиотек в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ // Труды XV археологического съезда в Новгороде 1911 г. Т. II. 1916. С. 316, 336–337, 384, 472; Дурново Н. Н. Очерк истории русского языка. М., 1924. (переиздание – Дурново Н. Н. Избранные работы по истории русского языка. М., 2000. С. 328); Дурново Н. Н. Русские рукописи XI и XII вв. как памятники старославянского языка // Jужнословенски филолог. Београд, 1925–1926. Кн. IV. С. 84–94. Кн. V. С. 93–117; 1926–1927. Кн. VI. С. 11–64 (переиздание – Н. Н. Дурново. Избранные работы по истории русского языка. М., 2000); Дурново Н. Н. Введение в историю русского языка. Брно, 1927 (переиздание – М., 1969. С. 33, 47, 60, 105, 236); Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 284, 287; Мепges K. Die Sprache der altrussischen Überzetzung des Studion-Typikon. Handschrift der Moskauer Synodalbibliothek, N 330 (380). Gräfenhainichen, 1935; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н., Костюхина Л. М., Голышенко В. С. Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. Часть 1. Рукописи русские // АЕ за 1964 год. М., 1965. С. 152–153; Ищенко Д. С. Старейший русский список студийского устава (палеографическое описание) // Исследование источников по истории русского языка и письменности. М., Наука, 1966. С. 140–160; Ищенко Д. С. Устав Студийский по списку XII века: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог. наук. Одесса, 1968; Ищенко Д. С. Из наблюдений над лексикой «Устава Студийского» // Материалы Тираспольского пед. ин-та. Тирасполь, 1968. С. 19—20; Протасьева Т. Н. Византийский орнамент // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 215; Ищенко Д. С. Устав Студийский по списку XII в. (фрагменты) // Источники по истории русского языка. М., 1976. С. 109–130; Ищенко Д. С. Церковные и монастырские уставы // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 308–310; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984. С. 159–161, № 138; Мурьянов М. Ф. Минея как тип средневековой книги // Советское славяноведение. 1985. № 5. С. 64–78; Момина М. А. Проблем правки славянских богослужебных гимнографических книг на Руси в XI в. // ТОДРЛ. СПб., 1992. Т. XLV. С. 200–219; Пентковский А. М. Древнерусская версия Типикона Алексея Студита: ГИМ, Син. 330. (Из истории литургической традиции Русской церкви в XI-XIV вв.) // Pontificium Institutum Orientale. Facultas Scientiarum Ecclesiasticarum Orientalis. Excerpta ex Dissertatione ad Doctoratum. Romae, 1996; Бълхова М. И. О монастырском уставе в Древней Руси (середина XI – середина XIV века) // Церковь в истории России. 2000. № 4. С. 47–54; Столярова Л. В. Записи исторического содержания на Студийском Уставе конца XII в. // ПСРЛ. Т. III. 2000. С. 562–568; Уханова Е. В. Этапы развития восточно-христианского богослужения IX – начала XV в. в древнерусских списках Студийского устава // Гимнология: материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского». Вып. 1. М., 2000. С.101–113; Пентковский А. М. Типикон Алексея Студита в Византии и на Руси. М., 2001; Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков М., 2001; Уханова Е. В. Новые данные о переводах Студийского устава в 1-й половине XIII в., происходящие из библиотеки Иосифа Волоцкого // Хризограф. М., 2005. С. 209–230; Уханова Е. В. Древнерусские списки Студийского устава и проблема богослужения Древней Руси XI–XIII вв. // Liturgische Hymnen nach byzantinischem Ritus bei den Slaven in ältester Zeit. Beiträge einer internationalen Tagung Bonn, 7–10 Jini 2005 / Herausgegeben von Hans Rothe und Dagmar Christians. Bonn. 2007. С. 74–103; Печников М. В., Маханько М. А. Иоанн // ПЭ. М., 2010. Т. 23. С. 184–204; Орлова М. А. К вопросу о происхождении тератологического орнамента в русских рукописях // В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М., 2014. С. 296–315; Швец Т. В. Репертуар певческой книги Кондакарь в Студийско-Алексиевском уставе // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 69–89; Феодосий (Коротков), архим. Первоначальный общежительный Устав русских монастырей. М., 2017; Щепеткин А. В. Уставные особенности богослужения в Русской Церкви XI–XIV вв.: дисс. на соиск. уч. степ. канд. теологии. М., 2021.
Техническая дата
1170-01-01
Век
XII в.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти