Посвящение Мирона, сына Мирона, и его жены Кириены Афродите Урании за царицу Динамию; са. 20 г. до н.э. – 7/8 г. н.э.; Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, инв. № КЛ-893.

Категории

Античная эпиграфика

Идентификатор
Посвящение Мирона, сына Мирона, и его жены Кириены Афродите Урании за царицу Динамию; са. 20 г. до н.э. – 7/8 г. н.э.; Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, инв. № КЛ-893.
Название
Посвящение Мирона, сына Мирона, и его жены Кириены Афродите Урании за царицу Динамию.
Разновидность (характер)
Плита.
Тип/Жанр
Посвятительная надпись
Описание надписи
Текст равномерно распределен по всей поверхности плиты, начало строк четко выдержано. Небрежная манера исполнения надписи контрастирует с дорогим материалом памятника: мрамором.
Подлинность
Оригинал
Размеры
Высота 87,0 см; ширина 31,0-32,0 см; толщина 9,0 см.
Состояние носителя
Полностью сохранна.
Стиль / тип письма
Лапидарный
Материал
Способ линовки
линейки
Обстоятельства находки (подробно)
Случайная находка при проведении земельных работ на перекрестке улиц Карла Маркса и Володи Дубинина, февраль 1957 г.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
КЛ-893
Издание / публикация
Чуистова Л. И. Святилище Афpодiти в Пантiкапеi // Аpхеологiчнi пам’ятки УРСР. 1962. № 11. С. 181–186; КБН 31; Чуистова Л.И. Святилище Афродиты Апатуры в Пантикапее // История и культура Крыма. 2016. Вып. 3. С. 91-93.
Библиография
Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М., 2004. С. 107-108; Яйленко В. П. История и эпиграфика Боспора VI в. до н.э. – V в. н.э. Москва, 2010. С. 238-239.
Состояние надписи
Полностью сохранна.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2021-12-05
Текст на языке оригинала
1 ὑπὲρ βασιλίσσης Δυνάμεως φιλορωμαίου, τῆς ἐκ βασιλέως μεγάλου Φαρνάκου, τοῦ ἐκ βασιλέως Μιθραδάτου Εὐπάτορος Διονύσου Ἀφροδίτῃ Οὐρανιᾳ Ἀπατού- 5 ρου μεδεούσηι, Μύρων Μύρωνος καὶ γυνὴ Κυρί- αινα
Перевод на русский
За царицу Динамию, друга римлян, дочь великого царя Фарнака, сына царя Митридата Евпатора Диониса, Афродите Урании, владычице Апатура, Мирон, сын Мирона, и жена Кириена (посвятили).
Комментарий линвистический
Ἀφροδίτῃ, Οὐρανιᾳ, μεδεούσηι: Как и в КБН 75, принадлежащей ко II в. до н.э., паразитическая йота присутствует только в причастии, что лишний раз доказывает, что стандартные сакральные и потестарные формуляры воспринимались как единый блок и шаблонное написание воспроизводилось достаточно долго.
Техническая дата
0020-01-01
Техническая дата до н.э.
1
Дата создания, от
-20
Дата создания, до
7
Обоснование датировки
Упоминание в тексте царицы Динамии.
Комментарий хронологический
Л.И. Чуистова считает, что надпись относится к первому периоду самостоятельного правления Динамии, последовавшего сразу после смерти Асандра, когда царице особенно важно было подчеркнуть свою принадлежность к древнему роду Ахеменидов. Однако пышный титул с указанием на происхождение от Фарнака и от Митридата Евпатора представлен также в КБН 979, представляющей собой почетную надпись в честь царицы, тогда как в КБН 38 и КБН 978, вырезанных на постаментах статуй Августа и Ливии, поставленных от имени правительницы Боспора, Динамия носит относительно скромный титул: βασίλισσα φιλορώμαιος. Похоже, что было сформировано два варианта титулатуры: для внешнего пользования и для внутреннего. Обращает на себя внимание контраст между дорогим материалом носителя и небрежностью исполнения текста. Возможное объяснение невозможности привлечь к работе классного мастера может заключаться в том, что текст был высечен вскоре после окончания войны за боспорский престол, разворачивавшейся в основном на Азиатском Боспоре. Поскольку это предположение достаточно спекулятивно, представляем широкую датировку, включающую оба периода царствования Динамии.
Век
I в. до н.э. – I в.
Комментарий палеографический
Высота букв: 1,8-2,5 см (омикрон 1,2-2,0 см). Надпись вырезана крайне небрежно: буквы различаются по размерам и по форме. Отдельные буквы апицированы, но большинство оставлено без украшений. Альфа с ломаной поперечной гастой. Наклонные альфы, лямбды и дельты в некоторых буквах продолжаются после пересечения друг с другом. Форма омикрона колеблется от правильного круга, по размеру меньшего, чем прочие буквы, до овала, имеющего размер в полную строку. Тета овальная, размером в полную строку, с черточкой посредине. Каппа с укороченной нижней наклонной. Фи с удлиненной вертикальной гастой, округлая часть имеет форму овала, вытянутого по горизонтали. Пи с равновеликими горизонталями. Ню с приподнятым правым уголком. В начале стк. 3 горизонтальные линии эпсилона наклонены вниз; думается, с данном случае это не возвращение к древней форме буквы, а следствие небрежности резчика. Во всех остальных случаях эпсилон имеет классическую форму, устоявшуюся с IV в. до н.э.: со средней горизонталью короче крайних. Форма ипсилона сильно варьируется. В большинстве случаев верхняя и нижняя компоненты буквы соотносятся как 1:1, угол между наклонными 90°; иногда буква вырезана в традиционной манере как прямая, от которой вверх отходят наклонные линии, иногда сначала высекалась правая гаста, от которой отходит влево вторая наклонная. Несмотря на неаккуратность исполнения, шрифт демонстрирует ряд прогрессивных черт: декор треугольных букв, овальная форма омикрона и эпсилона, пи с равновеликими вертикалями.
Комментарий исторический
Вопрос о времени единоличного правления Динамии на Боспоре дискуссионен. Судя по всему, имело место два эпизода царствования: са. 20 г. до н.э. (смерть первого мужа Динамии Асандра) – 14 г. до н.э. (брак с Полемоном) и 9/8 г. до н.э. – 7/8 г. н.э. (воцарение Аспурга). См. о событиях данного периода: Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949. С. 315-318; Карышковский П.О., Фролова Н.А. Правление Асандра на Боспоре (по нумизматическим данным) // Северное Причерноморье. Одесса, 1990. С. 89-112; Иванчик А.И., Тохтасьев С.Р. Царица Динамия и Танаис // ВДИ. 2009. № 3 (270). С. 97-98; Яйленко В.П. История и эпиграфика VI в. до н.э. – V в. н.э. Москва, 2010. С. 226-249; Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М., 2004. С. 97-99; Виноградов Ю.А., Горончаровский В.А. Военная история и военное дело Боспора Киммерийского (VI в. до н.э. – III в. н.э.) СПб., 2009. С. 249-257. В пользу достаточно длительного пребывания царицы у власти свидетельствует большое количество лапидарных текстов с ее именем. Редкое имя Кириена (LGPN дает всего шесть примеров) представлено также в пантикапейском надгробии КБН 310: Κυρίαινα καὶ υἱὲ Ἀρισσταγόρα, χαίρετε. Палеографически надпись близка к «классическим» текстам эпохи Динамии: КБН 38, КБН 979, т.е. в текстах речь может идти об одном и том же лице. Имя супруга Кириены не указано, возможно, она к моменту своей смерти, произошедшей судя по упоминанию в эпитафии сына при родах, овдовела. Охранные раскопки, проведенные после обнаружения плиты с рассматриваемой надписью, выявили строительные остатки с большим количеством фрагментов штукатурки с граффити, что заставляет предположить здесь наличие святилища, посвященного Афродите Урании. Плита, судя по всему, крепилась на стену храма. Чуистова предполагает, что плита была частью каменной кладки, служившей пьедесталом статуи, но на пьедесталы плиты не крепились, текст писался прямо на лицевой стороне камня. Афродита Урания – одна из наиболее почитаемых на Боспоре ипостасей богини (ср. КБН 31, КБН 35, КБН 971, КБН 1111). О культе Афродиты Урании на Боспоре подробнее см.: Bilabel F. Die ionische Kolonisation. Dieterich, Leipzig 1920. S. 20; Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949. С. 201; Кобылина М.М. Фанагория // МИА. 1956. Вып. 57. С. 58-59; О культе Диониса в Северном Причерноморье см.: Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев, 2005. С. 293-307; Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье. СПб, 2007. С. 325-336; Кошеленко Г.А. Религии и культы // Античное наследие Кубани. Т. II. М., 2010. С. 360-373. Местоположение Апатура – центрального святилища Афродиты Урании на Боспоре – дискуссионно (см. обзор мнений с литературой Кузнецов В.Д. Апатур // Фанагория. Материалы по археологии и истории Фанагории. Вып. 1. М., 2013. С. 314-329; Федосеев Н.Ф. К вопросу о локализации Апатура, Кеп и Стратоклеи // ПИФК. 2013. № 4 (42). С. 132-136), сама богиня в этой ипостаси, судя по многочисленным эпиграфическим находкам, почиталась на всей территории Боспора по обе стороны пролива.
Место создания
Место обнаружения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти