Пара поддельных досок-обкладок (таволетты) для хранения финансовых документов магистратур Сиены.
Вид (Тип)
Акт и памятник делопроизводства
Разновидность (характер)
Фрагмент кодекса
Самоназвание
Tavoletta di Biccherna
Аннотация
На левой дощечке посреди гербов указана, какие именно документы хранились между таволеттами и имя казначея Бикерны. На правой дощечке – изображение святого Мартина, разрывающего свой плащ.
Общее описание
Памятник представляет собой две доски, скреплённые кожаным корешком.
Памятник приобретен Николаем Петровичем Лихачевым до 1914 года через флорентийский антиквариат Карло Брускони.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
Архив СПбИИ РАН. Западноевропейская секция. Коллекция 46. Картон 639. Единица хранения 1.
Издание / публикация
«Звучат лишь письмена...». К 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева: Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012. С. 280-281, № 189;
Золотова Е.Ю. Иллюстрированные рукописные книги и документы Западной Европы IX—XVIII веков. Собрание Архива Санкт-Петербургского института истории РАН. Научный каталог. Государственный институт искусствознания, 2023. С. 167-168. № 84.
Библиография
Золотова Е.Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII-XIX веков. Исследования и атрибуции. М., 2019. С. 421-430.
В Средние века Сиена была одной из финансовых столиц Италии и Европы, а Бикерной называлась главная финансовая магистратура Сиены. Само собой документооборот этого учреждения был огромен, а главной его составляющей были отчёты о бюджете, которые подавались специальному правительственному Совету дважды в год. Эти документы помещались между особыми дощечками (таволеттами) и скреплялись ремешками, длину которых можно было регулировать в зависимости от объёма документации. Для каждого полугодового отчёта изготавливались новые таволетты с именами служивших в тот срок чиновников финансовой магистратуры. В связи с особой важностью и высоким статусом Бикерны, а также работавших в ней чиновников, таволетты традиционно были ярко расписаны, украшались узорами и гербами. Представленная здесь таволетта является подделкой итальянского художника Ичилио Федерико Йони. В детстве Йони был отдан в мастерскую золотильщика Джовакино Корси, а позднее обучился и реставрационному делу. В конце XIX века начал изготавливать художественные имитации сиенских таволетт, чем и прославился на весь мир. Тем не менее Йони никогда не скрывал, чем занимается. Он говорил, что никогда не был в Архиве Сиены и не видел настоящих таволетт. Более того в 1932 году Йони даже опубликовал автобиографию «Воспоминания мастера старинных картин», ставшую скандальной и нанёсшую большой ущерб репутации многих антикваров и коллекционеров. Николай Петрович Лихачёв, впрочем, не принадлежал к этой категории, так как (согласно его переписке с флорентийским антикваром Карло Брускони) изначально купил две подделки Йони именно в этом качестве.