«Звучат лишь письмена...». К 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева: Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012. С. 280-281, № 189.
Библиография
Золотова Е.Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII-XIX веков. Исследования и атрибуции. М., 2019. С. 421-430.
В Средние века Сиена была одной из финансовых столиц Италии и Европы, а Бикерной называлась главная финансовая магистратура Сиены. Само собой документооборот этого учреждения был огромен, а главной его составляющей были отчёты о бюджете, которые подавались специальному правительственному Совету дважды в год. Эти документы помещались между особыми дощечками (таволеттами) и скреплялись ремешками, длину которых можно было регулировать в зависимости от объёма документации. Для каждого полугодового отчёта изготавливались новые таволетты с именами служивших в тот срок чиновников финансовой магистратуры. В связи с особой важностью и высоким статусом Бикерны, а также работавших в ней чиновников, таволетты традиционно были ярко расписаны, украшались узорами и гербами. Представленная здесь таволетта является подделкой итальянского художника Ичилио Федерико Йони. В детстве Йони был отдан в мастерскую золотильщика Джовакино Корси, а позднее обучился и реставрационному делу. В конце XIX века начал изготавливать художественные имитации сиенских таволетт, чем и прославился на весь мир. Тем не менее Йони никогда не скрывал, чем занимается. Он говорил, что никогда не был в Архиве Сиены и не видел настоящих таволетт. Более того в 1932 году Йони даже опубликовал автобиографию «Воспоминания мастера старинных картин», ставшую скандальной и нанёсшую большой ущерб репутации многих антикваров и коллекционеров. Николай Петрович Лихачёв, впрочем, не принадлежал к этой категории, так как (согласно его переписке с флорентийским антикваром Карло Брускони) изначально купил две подделки Йони именно в этом качестве.