Евангелие тетр Явилово; ок. 1341; РГАДА; Тип. 2

Категории

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Евангелие тетр Явилово; ок. 1341; РГАДА; Тип. 2
Название
Евангелие тетр Явилово; ок. 1341; РГАДА; Тип. 2
Количество листов
152
Историческая справка
Рукопись создана в г. Пскове; получила название по имени писца. А. А. Покровский на основании имени счетчика и записи на л. 151 об. относил рукопись к поступившим на Печатный двор из Пскова не позднее 21 марта 1679 г. Он же определил, что она была написана для псковского Ивановского женского монастыря. Рукопись датируется временем ок. 1341 г. на основании упоминания имени заказчика Якова Домашинича, встречающегося также в псковских летописях под 1341 и 1343 гг. [Покровский 1916, с. 49]; эта датировка принята составителя Сводного каталога славяно-русских рукописей XIV в. И. И. Срезневский датировал рукопись временем до 1232 г. Основанием для такой датировки послужила запись “Помилуи, Г(оспод)и, | смеренаго раба ти | архиепископа Антона”, будто бы находившаяся в этом кодексе (см.: Срезневский. Стб. 106). Новгородский архиепископ Антоний (Добрыня Ядрейкович) был избран и рукоположен в 1210 г. В 1219 г. Антоний был переведен в Перемышль, но спустя шесть лет, в 1225 г., вновь возвращен на владычную кафедру в Новгород. В 1228 г. Антоний покинул кафедру, но вскоре был возвращен в архиепископы. Умер 8 октября 1232 г. (см.: НПЛ. С. 52, 60, 65, 67, 72, 250, 261, 269–270, 273-274, 282). Учитывая дату кончины архиепископа Антония, Срезневский полагал, что Евангелие с записью, в которой этот владыка упомянут как здравствующий, должно было быть переписано до 8 октября 1232 г. Однако в настоящее время этой записи в кодексе нет. Не было ее уже и в первой четверти ХХ в., когда исследованием Евангелия занимался А. А. Покровский. Ученый заметил, что “...утверждение Срезневского (о дате Евангелия) совершенно неверно”, а ближайшее знакомство с “...рукописью несомненно заставит отнести ее к более позднему времени”, а именно к XIV в. (см.: Покровский. Древнее наследие. С. 48). О. А. Князевская определяет Евангелия-тетр с подобной разбивкой текста (известно также в рукописях РГАДА, Син. тип. 3 и РНБ, Соф. 9) как «великопостные». По ее мнению, рукопись следует датировать кон. XIII или рубежом XIII–XIV вв. Для данного ресурса сведения подготовлены В.Г. Подковыровой на основе исследований Л.В. Столяровой. По мнению Тихомирова Н. Б., почерк писца идентичен почерку Паремейника (РГИА, ф. 834, оп.4, №45). Тем же писцом написано дополнение к Минее Праздничной (ГИМ, Син. №895, л. 213–232 об., не позднее 1352 г., СК №176), отрывок Пролога (2л., БАН 4.9.21), л. 103-145 Пролога (РГАДА, ф. 381, № 157), и полностью Прологи (РГАДА, ф. 381, №175, 179) – почерки идентифицировала Коробенко Л.А.
Сохранность
Хорошая.
Цифровая копия
Шифр
ф. 381, собр. библиотеки московской Синодальной типографии, ед. 2 (старые шифры: № 65, 1...
Место хранения и шифр
Российский государственный архив древних актов (Москва); ф. 381, собр. библиотеки московской Синодальной типографии, ед. 2 (старые шифры: № 65, 179, 1200).
Размеры
32,6 х 24,5 см
Материал
Формат листа / тетради
Библиография
Воскресенский Г. А. Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI–XVI вв. Сергиев Посад, 1894. С. 26–27; Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV вв. и их указатель. СПб, 1897. С. 52; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (Х-XIV вв.). 2-е изд. 1898. Стб. 106 (с датой: до 1232 г.); Карский Е. Ф. Очерк славянской кирилловской палеографии. Варшава, 1901. С. 35, 324; Покровский А. А. Древнее псково-новгородское письменное наследие. Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей библиотек в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ. Т. 2. М., 1916. С. 26, 36–37, 48—50, 175, 177, 178, 183 (с датой: XIV в.); Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 48–49; Обзор документальных материалов Центрального государственного архива древних актов СССР по истории г. Москвы с древнейших времен до XIX в. М., 1949. С. 58; Шеламанова Н. Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно) // Археографический ежегодник за 1965 год. М., 1966. № 496 (с точной датой 1341 г.); Жуковская Л. П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI—XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. М., 1968. С. 332; Жуковская Л. П. Славяно-русские евангелия // Методическое пособие по описанию рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. С. 359; Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 362; Розов Н.Н. Книга Древней Руси XI—XIV вв. М., 1977. С. 152–153, 156; Каталог славяно-русских рукописных книг XI–XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. В 2-х чч. М., 1988. Ч. 2. С. 129–130, № 49; Коробенко Л. А. Комплекс псковских рукописей из собрания Синодальной типографии (Атрибуция почерка и относительная хронология рукописей) // Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. Тезисы докладов международной конференции. Москва, 17–19 ноября 1998 г. СПб., 1998. С. 14–17; Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI–XIV веков на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 337–338 (с датой: ок. 1341–1343 гг.); Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XIV вв. М., 2000. С. 258-260; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV в. Вып.1. М., 2002. № 244; Ладыженский И.М. О палеографических методах датирования: краткий обзор датированных почерков второй половины XIII – первой половины XIV в. // Sub specie aeternitatis: Сб. науч. статей к 60-летию Вадима Борисовича Крысько. М., 2021. С. 73.
Техническая дата
1341-01-01
Век
XIV в.
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти