Евангелие апракос Хитрово; ок. 1400; РГБ; ТСЛ ризн. 3
Категории
Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы
Идентификатор
Евангелие апракос Хитрово; ок. 1400; РГБ; ТСЛ ризн. 3
Название
Евангелие апракос Хитрово; ок. 1400; РГБ; ТСЛ ризн. 3
Количество листов
299
Историческая справка
Евангелие Хитрово относится к типу служебных Евангелий, поскольку является полным апракосом с месяцесловом. Место создания – Москва, из скриптория, действовавшего при московской митрополичьей кафедре. Эта лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва получила свое название по имени последнего владельца-боярина Б. М. Хитрово (1615–1680), одного из вельмож, близких к царю Алексею Михайловичу. Из пространной полистной вкладной записи владельца, оружничего и дворецкого, Богдана Матвеевича Хитрово в Троице-Сергиев монастырь следует, что книга была подарена ему царем Федором Алексеевичем (1661–1682) в 1677 году, а сам Хитрово передал ее Троицкой Лавре как образец «для древнего письма». Евангелие Хитрово постоянно хранилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры. После национализации монастырского собрания в 1920 г. было передано в Сергиевский филиал Государственного Румянцевского музея и библиотеки (хранилось по-прежнему в ризнице лавры). В 1921–1931 гг. оно находилось на выставке древнерусской рукописной книги и искусства XIV-XV вв. в Сергиевском музее (Троице-Сергиева лавра), в РГБ поступило с одной из этих выставок 11 марта 1931 г. Владелец — боярин Богдан Матвеевич Хитрово (приказный деятель 1648—1680 г, дворецкий и оружничий). По палеографическим признакам датируется кон. XIV - нач. XV в. Принадлежность Евангелия в XVII в. царской фамилии позволяет считать, что оно было создано для великокняжеского двора, возможно для одного из кремлевских соборов. Гипотеза Г. В. Попова, что оно было написано в 1399/1400 (6908) г. для кремлевского Архангельского собора, основывается на предположении об «испорченности» первоначальной даты (6908), размещавшейся на утраченных листах древней вкладной рукописи, которая в результате ошибок переписчиков посл. четв. XVII в., заменивших буквы «цы» и «иже» на «пси» и «мыслите», стала читаться как «6740». Однако более вероятна замена буквы буквой, а не наоборот. Мифологический характер даты «6740» подтверждается отсутствием в рукописи как следов «неоднократной переписки», так и других сведений в существующей вкладной записи, которые бесспорно содержались в древней вкладной Евангелия. Некоторые основания для датировки и решения вопроса о его происхождении дает гипотеза Попова об одновременности, «параллельности» создания ок. 1400 г. в одной мастерской Евангелия Хитрово и Евангелия Успенского собора Московского Кремля, работа над которым не была завершена при митр. Киприане и была продолжена уже при митр. Фотии (Попов. 2002. С. 16–23). Если создание Евангелия Успенского собора было приостановлено в связи со смертью митр. Киприана (16 сент. 1406), то 1-й этап работы над рукописью может приходиться на 1405–1406 гг. (Дудочкин. 2000. С. 60), а значит можно датировать рукопись ок. 1405 г. Это позволяет предположить, что оно предназначалось как напрестольное для великокняжеского Благовещенского собора, расписанного Феофаном Греком, Прохором из Городца и Андреем Рублёвым в 1405 г. Данная гипотеза согласуется со сложной историей строительства Благовещенского собора в XV в. (предполагаемое Поповым «изъятие» рукописи из Архангельского собора не находит убедительных подтверждений). Высказывались и другие мнения о времени возникновения Евангелия Хитрово: до 1392 г. (Л. П. Жуковская), ок. 1392 г. (Т. Б. Ухова), 90-е гг. XIV в. (Ю. А. Олсуфьев, Д. В. Айналов, М. В. Алпатов, В. Н. Лазарев, Ухова), кон. XIV - нач. XV в. (А. Грабар, О. С. Попова, Э. С. Смирнова, Л. А. Щенникова, В. Г. Брюсова), нач. XV в. (М. В. Алпатов, М. М. Постникова-Лосева, Т. Н. Протасьева), между 1405 и 1408 гг. (Н. А. Дёмина), ок. 1408 г. (Ю. А. Лебедева, Вздорнов), сер. XV в. (А. И. Некрасов) и даже XVI в. (Г. П. Георгиевский). Евангелие было декорировано в ведущей столичной мастерской, действовавшей с 90-х гг. XIV в., при митрополите Киприане (ум. 1406). С ней связан ряд книг, художественное оформление которых отличают мастерство, преемственность стилистики и приемов исполнения (Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово, Евангелие Кошки). Широкую известность Евангелие Хитрово приобрело благодаря богатому декору, оформление которого следует единому принципу (8 миниатюр, 5 заставок и 437 инициалов). Дополнительную пышность придает обилие золота (фон миниатюр и инициалов, заполнение орнамента в заставках, нимбы евангелистов, заголовки чтений, заглавные буквы, большие точки в тексте). Книга украшена изображениями четырех евангелистов и их символов в круглых медальонах — Иоанна (Орел), Матфея (Ангел), Марка (Лев), Луки (Телец). Начало каждого из Евангелий предваряется 2 миниатюрами с изображениями на отдельных листах евангелиста и его символа. Символы евангелистов на отдельных листах, ранее не встречавшиеся в русских рукописях (Вздорнов. 1980. С. 107) и редкие в византийских миниатюрах XI–XIV вв., составляют иконографическую особенность Евангелия Хитрово. Миниатюры Евангелия Хитрово отличаются точным, изящным рисунком, гармоничностью композиций и просветленностью красочной гаммы, которая основана на сочетании голубых, разбеленных фиолетово-лиловых, голубовато-серых и серебристо-зеленых цветов, дополненных акцентами красного и золота. Золото по всей рукописи твореное. Изучение инициалов под микроскопом показало, что в некоторых случаях из-под красочного слоя просматривается подготовительный рисунок — чернилами, углем или чернилами и углем, иногда не совпадающий с позднейшим авторским (чернильный рисунок — в тетрадях 1-10, 12, 13, 22—25, 28—29, 33-35, всего 117 инициалов; углем — в тетрадях 10-13, всего 6 инициалов; углем и чернилами — в тетрадях 4—6, 23, всего 3 инициала). Рукопись реставрирована несколько раз. В 70-е гг. XVII в. была заново переплетена; тетради были приклеены к корешку столярным клеем; дефекты пергамена на листах заклеены тряпичной бумагой (с частичным закрытием текста), листы обрезаны со всех сторон. В XX в. проводились частичные реставрации: в 1966 г. В. О. Кириков частично укреплял красочный слой в заставке на л. 3; в 1978 г. Э. И. Валк-Фалк отделил 12 последних тетрадей. Рукопись полностью реставрирована во ВНИИР (1984—1993 гг.). Был восполнен полностью сгнивший пергамен всех листов у корешка рукописи, восполнен утраченный пергамен внешних полей ряда листов. Были ликвидированы деформации пергамена; удалены поверхностные загрязнения; удалены бумажные наклейки XVII в. и заменены новым пергаменом. Листы были попарно сшиты в тетради; реставрирован переплет XVII в.; проведено укрепление красочного слоя на всех украшениях. Участки со смытым текстом нал. 290 об. и 291 подверглись оптико-химическому исследованию в ЛКРД (реставратор Д. П. Эрастов), текст фрагментарно читается. Рукопись помещена в картонный футляр. Реставраторы: Г. 3. Быкова (руководитель работ и реставрация миниатюр и заставок), М. А. Волчкова, О. Р. Осипова, Н. Л. Петрова, Н. Ф. Паламарь (пергамен и инициалы), М. М. Наумова (анализ пигментов), Н. Л. Ребрикова (биологические исследования), В. Иванов (рентген), В. В. Игошев (реставрация металла), Ю. Ф. Серов, Т. Б. Рагозина (переплет), Н. Ф. Сацкова (реставрация ткани). На многих листах оставлены чистыми несколько строк и целые столбцы, видимо, из-за несоответствия представления о размере текста при написании или из-за замены текста. В тексте значительная правка — подчистка и смывание букв, и затем новое написание текста писцом, но более убористо (подробнее см. СК 14. С. 326). На л. 290в-291б был смыт текст, написанный тем же писцом, содержащий притчу о самарянине (определение Н. Б. Тихомирова).
Сохранность
Хорошая после реставрации.
Цифровая копия
Шифр
ф. 304/III, собр. рукописей ризницы Троице-Сергиевой Лавры, ед 3. (старые шифры: ф. 178, Муз. 8657)
Место хранения и шифр
Российская государственная библиотека (Москва); ф. 304/III, собр. рукописей ризницы Троице-Сергиевой Лавры, ед 3. (старые шифры: ф. 178, Муз. 8657)
Размеры
32,4 х 26,0 см
Формат листа / тетради
2º
Учреждение хранения
Библиография
Алпатов М. В. Андрей Рублев: Ок. 1370–1430: [Альбом]. М., 1972. С. 38–40, 42, 52, 138, 160, 164; Алпатов М. В. Андрей Рублев: Рус. художник XV в. М.; Л., 1943. С. 10–11; Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995. С. 15–18, 20–21; Быкова Г. З. Сравнительное изучение миниатюр Евангелия Успенского собора и Евангелия Хитрово // Евангелие Успенского собора Московского Кремля. М., 2002. С. 95–117; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 9, 69, 92, 105–112, 136, 378–379 (№ 58); Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978. С. 24–26; Вздорнов Г. И. Неовизант. орнамент в южнослав. и рус. рукописных книгах до нач. XV в. // ВВ. 1973. Т. 34. С. 232–234; Воскресенский Г. А. Евангелие от Марка по осн. спискам 4 редакций рукописного слав. евангельского текста с разночтениями из 108 рукописей Евангелия XI–XVI вв. Серг. П., 1894. С. 72; Грабар А. Н. Неск. заметок об искусстве Феофана Грека // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 86–90; Грабарь И. Э. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 гг. // Вопросы реставрации. М., 1926. Т. 1. С. 103–104, 110; Дёмина Н. А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963. С. 25–26, 28; Древнерусская миниатюра: 100 листов миниатюр с описанием и статьями М. Владимирова [Алпатова] и Г. П. Георгиевского. М., 1933. Табл. 51, 100. С. 17, 20–21, 79–80, 107–108; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000. С. 35–36; Жуковская Л. П. Связь изучения изобразительных средств и текстологии памятника // ДРИ. М., 1974. [Вып.]: Рукописная книга. Сб. 2. С. 64–65; Жуковская Л. П. Хронология древнерус. Евангелий группы Хитрово-Кошки // Мат-лы конф. по итогам научно-исслед. работы РГБ за 1991 г. (29 июня 1992) и Конф. молодых специалистов б-ки (1 июня 1992). М., 1993. С. 90–93; Загребин В. М. Об одной особенности протодьякона Спиридона (конец XIV в.) // Искусство рукописной книги: Византия. Древняя Русь. Тез. докл. Международн. конф. Москва, 17—19 ноября 1998. СПб., 1998. C. 6—7); Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. C. 75–83; Лебедева Ю. А. Андрей Рублев. Л., 1959. С. 14–15; Леонид (Кавелин), архим. Слав. рукописи, хранящиеся в ризнице Св.-Троицкой Сергиевой лавры // ЧОИДР. 1880. Кн. 4. Отд. паг. № 3. С. 17–19; Лосева О. В. Проблемы выявления родственных рукописей и изучение деятельности скрипториев по мат-лам рус. месяцесловов XI - нач. XV в. // Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий: IХ междунар. науч. конф. по пробл. книговедения: Тез. докл. М., 2000. С. 125–126; Наумова М. М. Перерождение красочного слоя миниатюр «Евангелия Хитрово» // Консервация и реставрация муз. худож. ценностей: Экспресс-информация. М., 1991. Вып. 4/5. С. 46–48; Некрасов А. И. Древнерус. изобразительное искусство. [М.], 1937. С. 236–237, 240; Олсуфьев Ю. А. Искусство XIV и XV вв.: Кат. наиболее выдающихся произведений этой эпохи в музее бывш. ТСЛ. Сергиев, 1924. С. 10. № 10; Олсуфьев Ю. А. О «встречных» пробелах. Сергиев, 1925. С. 8; Олсуфьев Ю. А. Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры. Серг. П., 1921. С. IV. 16–24; Осташенко Е. Я. Андрей Рублев: Палеологовские традиции в моск. живописи кон. XIV - 1-й трети XV в. М., 2005. С. 42, 60–62, 143–152; Петрова Н. Л. Результаты исслед. инициалов рукописи в процессе реставрации // Евангелие Успенского собора Моск. Кремля. М., 2002. С. 118–121, 128–129; Плугин В. А. Мастер «Святой Троицы»: Труды и дни Андрея Рублева. М., 2001. С. 99–102, 103, 509; Попов Г. В. Андрей Рублев. М., 2007. С. 111, 114–115, 118–124, 127, 203–204; Попов Г. В. Андрей Рублев: Явление мастера: О творчестве художника ок. 1400 г. // Человек. 1992. № 2. С. 128–132; Попов Г. В. Евангелие Успенского собора - памятник моск. искусства кон. XIV - нач. XV в. // Евангелие Успенского собора Моск. Кремля: [Сб. ст.] / Сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2002. С. 15–26; Попов Г. В. Инициалы Евангелия Хитрово и их место в моск. искусстве рубежа XIV–XV вв. // История и теория мировой худож. культуры. М., 1995. Вып. 2: Образ человека в литературе и искусстве. С. 39–71; Попова О. С. Рус. книжная миниатюра XI–XV вв. // Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры: Сб. ст. М., 2003. С. 285–298; Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое евангелие Успенского собора как памятник древнерус. искусства 1-й трети XV в. // ДРИ. М., 1963. [Вып.]: XV - нач. XVI в. С. 136, 138–143, 147–148, 154; Дудочкин Б. Н. Евангелие Хитрово // Православная энциклопедия. Т. XVI. М., 2012. с. 691–694; Свирин А. Н. Древнерус. миниатюра. М., 1950. С. 65–68; Свирин А. Н. Искусство книги Др. Руси XI–XVII вв. М., 1964. С. 89–91, 216–217; Свирин А. Н. Сергиевский историко-художественный музей. М.; Л., 1925. С. 50–51; Смирнова Э. С. Миниатюристы Евангелия Хитрово // Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой / Сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2003. С. 107–128; Тихомиров Н. Б. Евангелие апракос («Евангелие Хитрово») // 1000-летие русской художественной культуры: [Каталог выставки]. М., 1988. С. 412–413. № 385; Третьяков Н. Н. К вопр. об изображении природы в произведениях Андрея Рублева // Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 191–193; Турилов А. А. К проблеме датировки Евангелия Успенского собора // Евангелие Успенского собора Моск. Кремля. М., 2002. С. 36, 38. Примеч. 6; Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии. // Записки ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. C. 151. № 8657; Ухова Т. Б. Книжная миниатюра Др. Руси // 300 веков искусства: Искусство европ. части СССР: [Очерки.] М., 1976. С. 225–226, 227, 324; Ухова Т. Б. Орнамент неовизант. стиля в моск. рукописях кон. XIV - 1-й четв. XV в. // Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. / Ред.: М. В. Алпатов. М., 1971. С. 223–232, 237, 241, 244; Чураков С. С. Андрей Рублев и Даниил Черный // Сов. Арх. 1966. № 1. C. 94–95, 103; Щенникова Л. А. Творения прп. Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 130–137. Табл. 10-21. Яковлева А. И. Мастера Евангелия Успенского собора // Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой / Сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2003. С. 131–133, 137, 140, 141, 144, 146, 147.
Автор(ы) описания