Евангелие тетр; 1507; РНБ; Погод. 133

Категории

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Евангелие тетр; 1507; РНБ; Погод. 133
Название
Евангелие тетр; 1507; РНБ; Погод. 133
Количество листов
381
Историческая справка
Кодекс переписан в 1507 г. в московском монастыре Николы Старого. В подготовке кодекса принимал участие Михаил Медоварцев – один из наиболее известных каллиграфов начала XVI в. Основные сведения о рукописях, переписанных Михаилом Медоварцевым, собраны Н. В. Синицыной. Среди подготовленных им кодексов есть датированные: РГБ, ТСЛ 466 (Минея, 1505 г.), ГИМ, Щук. 329 (Триодь, 1525 г.). Рукописи, написанные Михаилом Медоварцевым с большим временным разрывом, демонстрируют изменения его почерка, а также использование разных писцовых манер для разных типов книг. В создании данного Евангелия Михаил Медоварцев принимал лишь небольшое участие – он писал заголовки золотом, в то время как основную часть кодекса («черное письмо») выполнил каллиграф Никон. Наибольшую известность рукопись получила благодаря своему исключительному художественному оформлению – заставкам и миниатюрам, написанным, как известно из записи Михаила Медоварцева в конце рукописи, Феодосием Зографом, сыном знаменитого иконописца Дионисия. А. А. Турилов атрибутировал писцу Никону рукопись 1470-х гг. (НБ МГУ, 2 Ag. 78), что заставляет считать Никона профессиональным писцом, трудившимся над книгами более 30 лет. Также А. А. Турилов указал на близость почерка Никона к почерку писца Аникиева Евангелия начала XV в. (БАН, 34.7.3), предположив, что писцов связывали родственные узы и этим объясняется исключительная близость их выучки.
Сохранность
Отличная. Переплет был поновлен в XIX в. Благодаря своим особенностям, рукопись ценилась и бережно хранилась всеми владельцами.
Цифровая копия
Шифр
Ф. 558, собр. М. П. Погодина, ед. 133.
Место хранения и шифр
Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург). Ф. 558, собр. М. П. Погодина, ед. 133.
Размеры
27 х 20 см
Материал
Формат листа / тетради
Библиография
Заставки и миниатюры четвероевангелия 1507 года: из рукописи, хранящейся в Императорской публичной библиотеке (Древлехранилище Погодина, № 133) / воспр. худож. М. И. Осиповым с предисловием А. Ф. Бычкова. СПб., 1880–1881. С. 7, 26 (ил.); Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887. Л. XCIX; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. Спб., 1911. С. 34, 44–47; Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 131–138; Немировский Е. Н. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. М., 1964. С. 127–130; Свирин А. Н. Искусство книги в древней Руси. М., 1964. С. 113–116, 246–247; Розанова Н. В. Памятники миниатюры московского круга первой половины XVI века // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. С. 258–274; Розанова Н. В. Об одной группе миниатюр первой четверти XVI века // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 247–255; Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра (иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого - памятник белозерского периода деятельности артели художника) // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 256–285; Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 286–317; Рукописные книги собрания М. П. Погодина. Каталог. Вып. 1. Л. 1988. С. 96–98; Святая Русь. Русский музей, 27 октября 2011 – 5 февраля 2012. Каталог выставки. СПб., 2011. № 145; Турилов А. А. Два запоздалых комментария к каталогу лицевых рукописей Третьяковской галереи // Лицевые рукописи XI–XVII веков: проблемы и аспекты изучения. М., 2017. С. 139–152; Усачев А. С. Книгописание в России XVI века. Т. 1. М., СПб., 2018. С. 127, 161, 260, 290–292, 297, 308, 322–323, 387, 404–405, 408, 439. Т. 2. С. 29, № 30.
Техническая дата
1507-01-01
Век
XVI в.

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти