Молитвенная надпись Стыряты; перв. пол. – сер. XII в.; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Центр реставрации монументальной живописи
Категории
Средневековая кириллическая и глаголическая эпиграфика
Идентификатор
Молитвенная надпись Стыряты; перв. пол. – сер. XII в.; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Центр реставрации монументальной живописи
При разрушении надпись распалась на множество кусков. В ходе раскопок обнаружено несколько десятков фрагментов штукатурки разного размера со штрихами данной надписи. Часть из них склеены между собой. Подбор фрагментов продолжается.
Раскопки Вл. В. Седова, июль – август 2017 г. Новгородская земля, Городище (под Новгородом), церковь Благовещения на Городище XII в., жертвенник, межапсидная стенка, полоса разгранки между полосой городчатого орнамента и ростовыми фресковыми изображениями.
Издание / публикация
А. А. Гиппиус, С. М. Михеев. Надписи-граффити церкви Благовещения на Городище: предварительный обзор // Архитектурная археология. № 1. 2019. С. 49–52, № 30; А. А. Гиппиус, С. М. Михеев. Древнерусские глаголические надписи-граффити XI–XII веков из Новгорода: № 30–55 // Slovo. 72. 2022. S. 55–58, № 35.
Библиография
Е. В. Трудникова. Реконструкция живописного убранства жертвенника церкви Благовещения на Городище по итогам реставрации руинированной росписи // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 8: Материалы VIII научно-практической конференции 2–4 октября 2018. Великий Новгород, 2019. С. 145–155; Е. В. Трудникова. Реконструкция живописного убранства жертвенника церкви Благовещения на Городище 1103 года. Новый метод извлечения фрагментов руинированной живописи из археологического раскопа // Реставрация: Теоретические проблемы и практическая деятельность. II Международный форум реставраторов. 20–21 марта 2019. М., 2020. С. 101; А. А. Гиппиус, С. М. Михеев. «Убийцы великого князя Андрея»: Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Переславля-Залесского // Slověne = Словѣне. Vol. 9. № 2. 2020. С. 84–86.
Состояние надписи
С многочисленными утратами малого и среднего размера.
Вместо букв ⱑ (ѣ) и ⱗ (ѧ) употребляется только графема в виде кириллической буквы Ѧ, отличающейся от глаголической буквы «ять» отсутствием нижней горизонтали. Природа такого объединения очевидна: отождествление глаголического ⱑ, обозначающего /ě/ и /’a/, с кириллическим ѧ, обозначающим – на восточнославянской почве – рефлексы /’а/ и /ę/, ведет к усвоению этой «гибридной» графеме функций обеих совпавших в ней букв. Стырята упоминается еще в трех надписях церкви Благовещения на Городище: в еще одном граффито, выполненном и глаголицей, и кириллицей, в одной кириллической надписи и в глаголическом граффито, сделанном другим почерком. Кроме того его имя, с корнем стыр-, выступающим в прилагательном настырный и диалектных словах сты́рить (одно из значений – ‘ссориться’) и стыру́чий ‘склонный к ссорам, ругани, сварливый (обычно о женщине)’ (СРНГ, 42: 115–119), представлено в пространном перечне убийц Андрея Боголюбского в надписи-граффито 1174 г. на фасаде Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (Гиппиус, Михеев 2020). В н[е] осоуд[и] представлен восточнославянский рефлекс /ǫ/. СРНГ – Словарь русских народных говоров. Вып. 42: Стриж – сухловина. СПб., 2008
Техническая дата
1101-01-01
Дата создания, от
1103
Дата создания, до
1167
Обоснование датировки
Terminus post quem определяется датировкой церкви Благовещения. Terminus ante quem устанавливается предположительно по тому, что древнерусские глаголические граффити не встречаются на стенах, возведенных или отделанных позднее 1130 г. (Гиппиус, Михеев 2022: 49). Кроме того, на той же высоте правее находится пространная кириллическая надпись 1138 г. о смерти князя Всеволода Мстиславича (Гиппиус, Михеев 2019: 36–43, № 1). Нельзя исключать, что и большая глаголическая надпись была сделана примерно в то же время.
Почерк без выраженного наклона. Элементы глаголических букв почти не выступают в междустрочное пространство, за исключением верхней части буквы ⰰ (а); буква ⱅ (т) пишется в верхней половине строки. Верхние части кириллических букв т (первой) и а выступают над строкой (эта буква т является так называемой «высокой т»), нижние части р – под строкой, элементы буквы ѱ – и над, и под строкой. Диграф ⱁⱛ (оу) пишется в виде двух раздельных частей; редкое начертание буквы ⰵ (е) с большим округлым крючком справа; новгородское Λ-образное начертание буквы ⰾ (л): в виде трех кружков, соединенных двумя диагональными штрихами. См. также Коммент. лингвистический.