Катанов Н.Ф. Эпиграфический памятник Волжской Булгарии. Казанский музейный вестник, 1921,№1-2. – С. 264-265; Катанов Н.Ф. Эпиграфический памятник Волжской Булгарии. Казанский музейный вестник, 19. – С. 264-265; Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1960. - Приложение: табл.4. Мухаметшин Д.Г. Мемориальная эпиграфика города Болгара / МИРАС – НАСЛЕДИЕ. Том 1. Татарстан – Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 годах: в 3 т. / сост. и отв. ред.: С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. – Казань: Астер Плюс, 2016. С. 323.
Библиография
Татарская эпиграфическая традиция. Булгарские эпиграфические памятники XIII-XIV вв. Кн. 1. / Авт.-сост.: И.Г. Гумеров, А.М. Ахунов, В.М. Усманов. – Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2021. С.24-25.
Состояние надписи
Сохранность удовлетворительная, текст эпитафии уцелел полностью
Он [Аллах] живой, который не умирает, все живущее умрет. Этот сад госпожи не порочной, благочестивой, соблюдавшей посты, заботливой, щедрой, целомудренной благонравной, совершавшей омовения, поклоны поясные и земные начало добрых дел, производительницы счастливых дел, источника милостей, венца женщин в обоих мирах, Сабар-илчи, дочери Бураш-бека. Да сделает Аллах единую душу ее, да осветит могилу ее. О, Всевышний, помилуй ее милостью неизмеримою. Она [теперь] милости Аллаха единого, Всевышнего четвертого числа месяца Джумади ал-Ахир в году девяносто шестисотого.
Комментарий линвистический
Язык арабский, классический.
Дата создания (внутренняя датировка)
1291 г.
Обоснование датировки
Указание в тексте памятника
Комментарий хронологический
Датировка по мусульманскому летоисчислению (хиджре) четвертого числа месяца Джумада ал-Ахир 690 г. По григорианскому календарю 10-го июня 1291 г.
Эпиграфическое поле разделено на две зоны полосой растительного орнамента, состоящее из тимпана и центральной части. Сохранность удовлетворительная, местами имеются мелкие повреждения. Текст эпитафии размещен на относительно ровных 13-и нечетко разграниченных между собой строках. Эпитафия написана почерком сульс. Диакритика нерегулярная.
Комментарий терминологический
По мнению эпиграфиста Г.В. Юсупова (1914-1968), термин «илчи» являлся титулатурным словом, указавшим на значительные права и независимое положение жен булгарской феодальной верхушки, равное титулам «хатун» — «госпожа», «бикә» — «жена князя». Бек (также бег, бей) — властитель, господин; у тюркских народов — титул землевладельца.