Эпитафия Урум-алыба, сына Аурана; 1309 г., Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; инв. № ОФ. 65-56/56 ЭПГ

Категории

Арабский алфавит

Идентификатор
Эпитафия Урум-алыба, сына Аурана; 1309 г., Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; инв. № ОФ. 65-56/56 ЭПГ
Название
Эпитафия Урум-алыба, сына Аурана
Разновидность (характер)
Намогильная плита
Тип/Жанр
Эпитафия
Описание надписи
Рельефная надпись в одиннадцать строк. Имеются многочисленные царапины и потертости. С малыми утратами: утрачены отдельные детали букв.
Подлинность
Оригинал
Размеры
Высота 155,0; ширина 52,0; толщина 19,0
Состояние носителя
Верхняя часть плиты (правая сторона тимпана) имеет повреждение.
Способ линовки
Линии/Графья отсутствуют
Этноним
Булгары
Обстоятельства находки (подробно)
Памятник обнаружен в южном секторе булгарского городища в 300 м к северу от вала на пашне у мавзолея в 1973 г.
Архивный шифр / Библиотечный шифр / Инвентарный номер
ОФ. 65-56/56 ЭПГ
Издание / публикация
Мухаметшин Д.Г. Мемориальная эпиграфика города Болгара / МИРАС – НАСЛЕДИЕ. Том 1. Татарстан – Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 годах: в 3 т. / сост. и отв. ред.: С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. – Казань: Астер Плюс, 2016. С. 316–317.; Татарская эпиграфическая традиция. Булгарские эпиграфические памятники XIII-XIV вв. Кн. 1. / Авт.-сост.: И.Г. Гумеров, А.М. Ахунов, В.М. Усманов. – Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, 2021. С.48-49.
Библиография
Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. М.: Наука, 1987. – С. 106-107.
Состояние надписи
Полностью сохранна. Некоторые элементы букв сколоты, но поддаются реконструкции.
Автор(ы) описания
Дата составления описания
2023-10-15
Текст на языке оригинала
ﻫُﻭَ ﺍﻠﺤَﻰ ﺍﻠﺫﻯ ﻻَ ﻴﻣُﻮﺖ ﻮَ ﻜُﻝُ حَي ﺴَﻳَﻣُﻮﺖ اَوْرَان اَولِ وُڔُمْ اَليب بلوي کُ رحمةُ اللهِ عَلَيه ڔَحمَةً وَاڛعَه دُنيَارَان ڛَفَڔْ طَنْرُوى تاڔيخ جِيَات جُوڔ طخُر جَال رَجَبْ اَيْحِ ونمِ كُوَان اَت المَوت باب و كل الناس داحله
Перевод на русский
Он [Аллах] живой, который не умирает, и все живущее умрет. Ауран [его] сын Урум-алыб [его] памятник. Да будет милость Аллаха над ним милостью обширною. Из мира ушел: по летоисчислению семьсот девятого года Раджаба месяца десятого дня было. Смерть – врата и все люди войдут в нее.
Комментарий линвистический
Язык арабский, классический, литературный. Личные имена покойного с указанием имени отца погребенного и даты летоисчисления приводятся на булгарском языке. Вариант прочтения имени Ф. Хакимзяновым: Оураз ( اَوُرَاز). Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. М.: Наука, 1987. – С. 106-107.
Дата создания (внутренняя датировка)
1309 г.
Дата создания (точная)
1309-12-12
Обоснование датировки
Указание в тексте памятника.
Комментарий хронологический
Датировка по мусульманскому летоисчислению (хиджре) 10 Раджаба 709 г. По григорианскому календарю 12 декабря 1309 г.
Персона (Упомянутое лицо)
Комментарий палеографический
Имеется одно эпиграфическое поле, разделенное на две зоны: тимпана и центральную часть. Текст эпитафии размещен на 11-и ровных строках. Под некоторыми арабскими буквами проставлены ненормативные, дополнительные точки: под «син» («ڛ») три точки, под «та» («ط࣭») одна точка, под «ра» («ر࣭») одна точка, но они имеют лишь эпизодический характер. Во второй строке над «йа» («ى») указаны две точки, а в 9 строке при написании буквы «та» [«ت»] опущены верхние две точки. Диакритика нерегулярная.
Комментарий исторический
Создан в период существования Болгарского княжества. Слово «алыб» в Тюркском, Хазарском каганатах и других тюркских государствах обозначало титул военно-служилой знати.
Комментарий терминологический
Слово «алыб» в Тюркском, Хазарском каганатах и других тюркских государствах обозначало титул военно-служилой знати.
Место создания
Место обнаружения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти