Лествица Иоанна Синайского; 1391–1392; ГИМ; Чуд. 218

Категории

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Лествица Иоанна Синайского; 1391–1392; ГИМ; Чуд. 218
Название
Лествица Иоанна Синайского; 1391–1392; ГИМ; Чуд. 218
Количество листов
200
Историческая справка
Данный список Лествицы содержит русскую редакцию преславского перевода греческого текста (Попова Т. Г. Лествица Иоанна Синайского в славянской книжности. Саарбрюкен, 2011. С.136, 143). Несомненную текстологическую близость друг к другу обнаруживают списки ГИМ Син. 105, Чуд. 218 и Увар. 865-4°. Яркими приметами этой группы являются введение в текст Лествицы двух новых предисловий и перенос оглавления из конца текста в начало. Состав и порядок начальных статей этих списков одинаковы: Житие Иоанна Лествичника Даниила Раифского (л. 10), предисловие «В книгах животных...», оглавление, ответ. В данном списке текст Лествицы предваряется еще рядом дополнительных статей: л. 1 – Наставление священнику, без начала и конца; л. 2 – толкование молитв «Царю небесный», «Придите убо не просто, но возрадуемся», «Пресвятая Троице, помилуи мя», «Отче наш». Завершают текст Лествицы еще несколько дополнительных статей: л. 178 – наставление принимающему постриг; л. 181 – Поученье к братии; 182 об. – Поучение Василия Великого «заповедь мнишеского устава жития, уным чернецем в кельи» (л. 182 об.); л. 188 – Слово Василия Великого «как лепо быти чернецом»; л. 194 – о вине и древянном масле»; л. 195 – выписки из Толкового Евангелия; л. 198 – Поученье святых отец к царем, и к князем, и к бояром, и к простым людям». Содержание дополнений указывает нам на предназначение этого списка для использования в монастыре. Нахождение рукописи в собрании московского Чудова монастыря, а также наличие в ней записи писца этой обители конца XIV – начала XV в. свидетельствуют о том, что рукопись создавалась для этого монастыря и, возможно, в нем же. Это был ктиторский монастырь московского митрополита Алексея, после его смерти – резиденция московских митрополитов, центр книжной культуры Московского государства. Запись на последнем листе нашей рукописи с расчетами индиктов хорошо отражает высокий уровень книжной культуры этой обители. Она была обустроена в 1365 г., и есть вероятность, что список Лествицы 1391–1392 гг. может характеризовать ранний этап книжного производства Чудова монастыря. Рукопись с момента создания, вероятно, не покидала стены монастыря. В 1899 г. рукописи Чудова монастыря в московском Кремле были переданы в Синодальную библиотеку, хранившуюся также в Кремле. В ее составе в 1920 г. они перешли в Государственный Исторический музей после упразднения в 1918 г. Синодальной конторы, согласно постановлению Народного комиссариата просвещения.
Сохранность
Основной текст Лествицы написан на бумаге. Однако первый и последние листы (л. 195–200) выполнены основным писцом на пергамене. Утрачен пергаменный лист (листы?) до и после л. 1, т.к. текст Поучения на нем без начала и конца. Текст на первом листе частично угас и не читается. Из-за просечения листа по вертикальной линии разлиновки на прикорешковом поле первый лист первой бумажной тетради (между л. 1 и 2) утрачен. Писцовая нумерация тетрадей – на первой и последней странице тетради в нижнем прикорешковом углу. Из-за сильного нажима в разлиновке бумажных листов, свидетельствующего о наличии навыка книжника линовать пергамен, бумага некоторых из них просечена преимущественно по вертикальной линии разлиновки на прикорешковом поле (в этих местах есть позднейшие подклейки), а у некоторых – прорезана (л. 9, 12–14, 152, 176 и др.). Утрачен также л. 163, поэтому новая карандашная нумерация последующей части рукописи сбита на один лист. Кожаные ремни обеих застежек утрачены, остались лишь небольшие железные держатели для них и спни в торце верхней крышки. Наугольники на верхней крышке утрачены. Вместо них – в каждом углу по 2–3 гвоздя с круглыми шляпками. На нижней крышке четыре медных жуковины, пятая в левом нижнем углу – утрачена. Кожа переплета сильно потерта, что дало основание авторам Сводного каталога рукописей XIV в. ошибочно написать, что доски «в замшевой коже» (Грибов Ю. А. Лествица Иоанна Синайского с дополнениями // Сводный каталог славяно-русских рукописных книг. XIV век. М., 2002. Вып. 1. С. 545–547, № 378).
Цифровая копия
Шифр
Чудовское собр., ед. 218.
Место хранения и шифр
Государственный исторический музей (г. Москва). Чудовское собр., ед. 218.
Размеры
22,5 х 14,5–15 см
Формат листа / тетради
Библиография
Тихомиров М. Н. Записи XIV–XVII веков на рукописях Чудова монастыря // АЕ за 1958 год. М., 1960. С. 13, № 14. С.17, № 18. С. 18, № 23; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н., Костюхина Л. М., Голышенко В. С. Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. Часть 1. Рукописи русские // АЕ за 1964 год. М., 1965. С. 195; Вздорнов Г. И. Книгописание и художественное оформление рукописей в московских и подмосковных монастырях до конца первой трети XV в. // ТОДРЛ. Л., 1966. Т. XXII. С. 120; Щепкина М. В. Тератологический орнамент // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 230; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. М., 1980. С. 80. Прим.1; Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980. С. 119–120, № 218; Моисеева Г. Н., Крбец М. Иозеф Добровский и Россия (Памятники русской культуры XI–XVIII вв. в изучении чешского слависта). Л., 1990. С. 126; Дианова Т. В. Особенности бумаги рукописей XIV в. // Историческиому музею – 125 лет. Материалы юбилейной научной конференции. М., 1998. С. 119, 123, 128, 132, № 30; Грибов Ю. А. Лествица Иоанна Синайского с дополнениями // Сводный каталог славяно-русских рукописных книг. XIV век. М., 2002. Вып. 1. С. 545–547, № 378; Попова Т. Г. Лествица Иоанна Синайского в славянской книжности. Саарбрюкен, 2011.
Техническая дата
1391-01-01
Век
XIV в.
Место текущего хранения
Упоминаемые топонимы

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти