Евангелие апракос; 1299 (?); РГАДА; Тип. 15

Категории

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Евангелие апракос; 1299 (?); РГАДА; Тип. 15
Название
Евангелие апракос; 1299 (?); РГАДА; Тип. 15
Количество листов
158
Историческая справка
Кодекс является условно датированным, поскольку дата известна лишь из записи XVII в. Рукопись датируется на основании записи на л. 12 об. и палеографических особенностей. И. И. Срезневский и многие последующие исследователи датировали рукопись 6907 (= 1399) г. по записи на л. 12 об. Последующие исследователи (Н. В. Волков, А. И. Соболевский, В. Н. Шумилов) не высказали сомнений в правильности этой даты и подтвердили мнение Срезневского о том, что Иосиф Иванов – писец кодекса, созданного в 1399 г. Датировка XIII–XIV в. принадлежит Л. П. Жуковской и Н. Б. Тихомирову. Дата 1399 г, не подтверждается палеографическим и лингвистическим анализом (см.: Жуковская Л. П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI–XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. М., 1968. С. 221; Каталог славяно-русских рукописных книг XI–XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. М. 1988. Ч. 1. № 42. С. 108). Л. В. Столяровой предложена датировка 1299 г. По ее мнению, запись на л. 12 об. может являться копией с некогда утраченного оригинала. Кроме того, несоответствие даты записи и палеографических особенностей Евангелия кроется, по-видимому, в системе обозначения чисел 800 и 900 в рукописях псковского происхождения. Как показали исследования В. В. Калугина, для обозначения числа 800 могла использоваться не традиционная омега, а буква «ц». Для обозначения числа 900 употреблялась буква юс малый (см.: Калугин В. В. Андрей Микулинский и Козьма Попович – псковские писцы XIV в. // Книжные центры Древней Руси XI–XIV вв. СПб., 1991. С. 50). Вероятно, число «sцз» записи Иосифа Иванова обозначает не 6907 (1399), а 6807 (1299) г., что соответствует палеографическим признакам Евангелия. Не противоречит такой дате и форма записи, которая, впрочем, была несколько модернизирована в XVII в., а изначально должна была выглядеть, по-видимому, так: «[Се] Евангелие писал [аз], Иосиф, [сын] Иванов в лето 6807 году». Такая структура записи известна по тексту второго писца Паремейника 1271 г. Олуферия (Евлеверия) (РНБ, Q.п.I.13). На л. 155 об. названо иное имя писца: Ио(а)н (?). Имя упоминается в молитвенной записи Евангелия, датируемой концом XIII в. и палеографически идентичной основному тексту кодекса. Обстоятельства поступления рукописи на Печатный двор неизвестны. А. А. Покровский считал, что Евангелие поступило не вместе с новгородскими и псковскими рукописями, так как в рукописи нет помет счетчиков Печатного двора XVII в. Исходя из особенностей языка, А. И. Соболевский предполагал, что рукопись происходит из московского региона.
Сохранность
В середине рукописи утрачено несколько тетрадей. Верхний край рукописи, а также л. 99, 100 залиты водой, многие листы покоробились и потемнели. У л. 1 вырезан сверху кусок на ширину одного столбца, текст не пострадал (возможно, вырезана заставка на л. 1в). Л. 23, 67, 81 надорваны снизу по линии вертикальной разлиновки. Л. 44–47 выпадают из блока книги. После л. 98 было утрачено 4 листа, текст на л. 99–100 (XVI в.) восполняет утрату. После л. 155 было утрачено 2 листа, текст на л. 156 (XVI в.) восполняет утрату. Л. 1 и 158 об. первоначального текста не имеют.
Цифровая копия
Шифр
Ф. 381, колл. рукописного отдела библиотеки Московской Синодальной типографии, е...
Место хранения и шифр
Российский государственный архив древних актов (г. Москва). Ф. 381, колл. рукописного отдела библиотеки Московской Синодальной типографии, ед. 15.
Размеры
29,6–30 х 23–23,2 см
Материал
Формат листа / тетради
Библиография
Воскресенский Г. А. Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI–XVI вв. Сергиев Посад, 1894. С. 52–53; Воскресенский Г. А. Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по ста двадцати рукописям Евангелия XI–XVI вв. М., 1896. С. 42; Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV вв. и их указатель. СПб, 1897. С. 55, № 66; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (Х–XIV вв.): Прилож.: Снимки с памятников. 2-е изд. СПб., 1898. Стб. 287; Соболевский А. И. Лекции по истории русского языка. М., 1907. С. 15–16; Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское письменное наследие. М., 1916. С. 35–37, 54, 97; 178; Обзор документальных материалов Центрального государственного архива древних актов по истории СССР периода феодализма ХI–XVI вв. / Сост. В. Н. Шумилов. Ред. М. Н. Тихомиров. М., 1954. С. 58–59; Шеламанова Н. Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно) // Археографический ежегодник за 1965 год. М., 1966. С. 221, № 569; Жуковская Л. П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI–XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. М., 1968. С. 221; Дурново Н. Н. Введение в историю русского языка. М., 1969. С. 48, №148 (2-е изд., с. 73); Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 289–290, 294, 308–309, З14 и 317, 319; Каталог славяно-русских рукописных книг XI–XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. М., 1988. Ч. 1. С. 107–109, № 42; Калугин В. В. Андрей Микулинский и Козьма Попович – псковские писцы XIV в. // Книжные центры Древней Руси XI–XIV вв. СПб., 1991. С. 50; Столярова Л. В. Как работал древнерусский книгописец? // Очерки феодальной России. М., 1997. [Вып.] 1. С. 30 (24–64); Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XIV вв. М., 2000. С.159–161, № 126–128; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV в. Вып.1. М., 2002. С. 347, № 437.
Техническая дата
1299-01-01
Век
XIII в.
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти