Евангелие апракос и Апостол; ок. 1344; РГБ; ТСЛ ризн. 1

Категории

Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы

Идентификатор
Евангелие апракос и Апостол; ок. 1344; РГБ; ТСЛ ризн. 1
Название
Евангелие апракос и Апостол; ок. 1344; РГБ; ТСЛ ризн. 1
Количество листов
276
Историческая справка
Рукопись датируется по записи по краю оклада. Гравированная надпись по краю верхней крышки окладного переплета свидетельствует о том, что в 1344 году в декабре, в день памяти святого мученика Севастиана, Евангелие было создано благоверным великим князем Семеоном Ивановичем. То есть в первый год своего великого княжения (1343–1350 гг.) Симеон Иванович (Гордый) заказал напрестольный оклад. Это указывает на год создания оклада Евангелия, рукопись же могла быть и древнее. Формулировка надписи — «создано бы(сть) Ев(а)нг(е)лие се» при наличии и других признаков — дает основание считать, что и само Евангелие было изготовлено незадолго до того. Его разлиновка для текста и полей выполнена весьма умело и эстетично. По горизонтали отчерчено 28—32 линии, по вертикали — 6; по две линии по краям листов и две по центру. Поля не широкие: верхнее — 2,6 см., нижнее — 4,8, внешнее — от 3 до 5,2 и внутреннее — 2 см. При этом верхние и нижние поля листов отчерчены линиями, проведенными через все поле листа. Точно так же отчерчены боковые поля и центральные вертикальные линии. Текст написан в соответствии с разлиновкой, то есть в два столбца. Он начинается с оборота листа 1. Зеркало текста строгое, строки ровные, с нормальной разреженностью букв. Название памятнику дано по гравированной надписи по краю верхней крышки окладного переплета (окладами украшались преимущественно «напрестольные» богослужебные книги, которые составляли часть декоративного украшения престола). Архимандрит Леонид опубликовал первое описание этой рукописи. Он, в частности, писал: «Вероятно, Евангелие сие устроено в благодарность Богу за успех в сем путешествии (в Орду в 1344 г.), в которое вступали тогда со страхом». На листе 1 этой книги сохранилась помета «из Подчерткова». Это означает, что в Троице-Сергиеву лавру книга поступила из подмосковного села, которое называлось Подчертково и которое с 1538 г. принадлежало этому монастырю. Но как эта книга (великокняжеская!) попала в село Подчертково? По мнению А. В. Рындиной, она, может быть, была вкладом Симеона Гордого в Троице-Сергиев монастырь. После того, как село Подчертково стало принадлежать Троице-Сергиеву монастырю, книгу передали в церковь этого села в качестве напрестольного Евангелия. После смуты начала XVII в. книга была возвращена в монастырь, поскольку церковь села Подчерткова была уничтожена во время боевых действий. Т. В. Николаева полагает, что книга Симеона Гордого не была ничьим вкладом в Троице-Сергиев монастырь и долгие годы хранилась у дмитровских князей. Когда же село Подчертково (старая вотчина этих князей) перешло во владение монастыря, троицкие власти забрали ее в свою библиотеку. Но возможна и другая, как представляется, более убедительная версия судьбы книги после 1344 г. Великий князь Московский Симеон Иванович Гордый, несомненно, дорожил этой книгой. Иначе бы он не стал вскоре после своего возвращения из Орды одевать ее в серебряный окладной переплет. В апреле 1353 г. князь Симеон умер от эпидемической заразы. Вряд ли он при своей жизни мог передать эту книгу в крохотный, ничем еще не прославленный монастырь, который возник в лесной глуши Радонежа в 1345–1346 гг. Скорее всего, эту книгу передал в Троице-Сергиев монастырь духовный отец князя Симеона, брат Сергия Радонежского, игумен московского Богоявленского монастыря Стефан после кончины Симеона Гордого. Когда и при каких обстоятельствах книга оказалась в церкви села Подчерткова — неизвестно. Бесспорно, лишь одно — в Троице-Сергиеву лавру книга поступила из села Подчерткова в период после смуты и не позже 1641 г. О времени и обстоятельствах поступления рукописи в ТСМ существуют разные точки зрения (I — Олсуфьев 1926. С. 147; Вздорнов 1980. Кат. № 30; II - Рындина 1972.С. 186–187), но в Описи ТСМ 1641 г. она уже значится (л. 271 об.; текст описания в Описи см.: Вздорнов 1980. Кат. № 30), однако не в ризнице, а не в библиотеке (в «книгохранительнице»), откуда она была даже передана в Троицкую лаврскую семинарию, но в 1805 г. возвращена по распоряжению митр. Платона (Левшина) в ТСЛ и помещена в ризнице. После закрытия лавры передана вместе со всем имуществом ризницы в 1919г. в ведение Комиссии по охране памятников бывшей ТСЛ, в 1920 г. собр. ризницы было передано Румянцевскому музею в состав его Сергиевского филиала; в 1924—1931 гг. находилось на постоянных выставках Сергиевского музея; в 1931 г. (11 марта) вместе с другими рукописями ризницы была перевезена в ГБЛ и включена первоначально в Музейное собр. (поэтому в шифре сохраняется и номер Музейного собр. М. 8653). Данные о русских памятях месяцеслова уточнены О. В. Лосевой.
Сохранность
Без конца. 1–266 + 96А л. Л. 1 первоначального текста не имеет. 267 л. (пронумерована как 266, так как дважды повторена нумерация 96). Блок Евангелия-Апостола Симеона Гордого имеет свою весьма загадочную особенность. Вскоре после написания текста верхние края всех листов этой книги были подрезаны наискось, от корешка к внешним полям, а затем подклеены кусками близкого по качеству пергамена. Утраты первоначального пергамена в начале книги не затрагивают письмо, но увеличиваясь по площади от листа к листу, они существенно захватывают текст (к концу книги до 13 строк). По подклеенному пергамену уставным же письмом, коричневыми чернилами, восстановлен утраченный текст. Письмо этих восстановлений по своим палеографическим особенностям очень близко к первоначальному, но исполнено иным писцом-профессионалом. Реставраторы этой книги (Г. 3. Быкова и др.) полагают, что утраты по верхним внутренним углам книги возникли в результате воздействия воды. Но так как утраты не одинаковы и идут по восходящей от последних листов к первым, затрагивая лишь верхний внутренний угол, то придется допустить совершенно неестественное положение книги во время ее предполагаемого подмокания. Она в таком случае должна была стоять не на нижнем обрезе, а только на внутреннем углу и с неестественным наклоном. Такое необычное положение великокняжеской книги, да еще в помещении, где ей угрожает вода, представить очень трудно. И еще: сколько времени и в какой воде могла простоять эта книга, чтобы подмоченный пергамен пришел в такое состояние, что его пришлось обрезать, наклеивать новый и восстанавливать текст? Ведь письмо по подклеенному (новому) пергамену, как уже отмечалось, по своим особенностям очень близко к первоначальному, то есть оно относится к тому же времени, что и первоначальное. Думается, причиной утрат пергамена по верхнему углу этой книги было не подмокание, а что-то другое. Скорее всего, эти утраты появились в результате механического воздействия на книгу или же в результате иных каких-либо факторов... А пергаменных книг со следами воздействия на них воды сохранилось немало, однако обрезать их подмоченные водой листы не было необходимости. Не исключено, что блок Евангелия-Апостола Симеона Гордого пострадал во время поездки князя в Орду в 1344 г. Переплет, если он был окладным, драгоценным, возможно, стал достоянием какого-нибудь ханского приближенного, а сам блок на обратном пути из Орды (а может быть, еще и в Орде) подвергся какому-то механическому или иному воздействия. Установить бесспорную причину утрат верхних частей листов данной книги теперь вряд ли возможно. Ясно одно — это явление связано с каким-то особым случаем в судьбе книги. В паспорте реставрации этой книги причиной необходимости обрезания листов называется их деформация в результате высушивания: «Пергамен был резко высушен, возможно, вблизи источника тепла» (с. 2). Но те, кто мог подвергнуть книгу такому способу просушивания, не могли не знать, что это неизбежно приведет к резкой деформации пергамена, т. е. по существу, к очень серьезной порче всей книги. Испорченный пергамен был вырезан, и заменен «заплатками», на которых утраченный текст был восполнен во втор. пол. (трет. четв.?) XIV в. Текст не восполнен на л. 266 об. (где помещены паремейные чтения) как на «заплатке» XIV в. в верхней части правого столбца, так и на «заплатке» XVI в. на обоих столбцах внизу (на л. 266а евангельский текст восполнен в XVI в.), а также незначительно на л. 200а, где «заплаткой» XVI в. закрыт надрыв и незначительная утрата пергамена на поле. На л. 80а, 172а, 17За, 174а — «заплатки» XVI в. в местах значительных надрывов, текст восполнен. На л. 223 пергамен выкрошился с незначительной утратой текста. Л. 221 просекся по линиям разлиновки. На л. 1 в средней части темное пятно, чернила в тексте записи несколько стерлись (осыпались). На л. 253 об. немного обрезан приписанный позднее текст, чернила несколько стерлись. Края отдельных листов незначительно оборваны. Двойные листы первой тетради разделились по сгибу, скреплены полосками пергамена (=на фальцах, особенно л. 1, здесь конечные буквы правого столбца были восполнены на наклейке). Пергамен к корешку в складках, на л. 1 складка значительная. Две первых тетради отделяются от блока вместе с верхней крышкой переплета. Реставрация была осуществлена в 1993—1996 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. Грабаря (под руководством Г. 3. Быковой). С обеих сторон блока вставлены защитные листы из плотной бумаги.
Цифровая копия
Шифр
Ф. 304, оп. III. Собрание рукописей ризницы Троице-Сергиевой Лавры, ед. 1.
Место хранения и шифр
Российская государственная библиотека (г. Москва). Ф. 304, оп. III. Собрание рукописей ризницы Троице-Сергиевой Лавры, ед. 1.
Размеры
31,8-32,5 x 26,5-26,9
Материал
Формат листа / тетради
Библиография
Вздорнов Г. И. Из истории искусства русской рукописной книги XIV века // Древнерусское искусство. Рукописная книга [т. 7]. М.: Наука, 1972. С. 156–160; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XV веков. М.: Искусство, 1980. Кат. № 30. С. 65, 69, 74-78, 132. Кат. [30] (история рукописи; характеристика украшений; библиография; сн. оклада; ч/б сн. л. с инициалами); Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI-XIV вв. и их указатель. СПб, 1897. С.41, 54 № 52 — «[Ап.]-Ев. С. Г.»; Воскресенский Г. А. Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI–XVI вв. Сергиев Посад, 1894. С. 44 (Б-7, описание; то же: Воскресенский 1896.С.35-36); Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. 2-е изд. М., 1909. С. 258 (краткие сведения); Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкие Сергеевы Лавры. М., 1842. С. 36 (краткие сведения); Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 43, 54, 57, 80, 95, 97, 214, 229, 261, 262, 286, 296, 297, 298—300, 303, 308, 310, 315, 317, 318, 340 (в схеме 3, 4, 9; в табл. 12, 13, 14; семья IV; тип); Жуковская Л. П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI—XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. М., 1968. С. 253, 264, 268, 312, 326 (табл. Х; тип; краткие сведения); Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 49, № 52 (рукопись старше оклада); Левочкин И. В. Древнейшая московская великокняжеская книга // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М. 2001. № 4(6). С. 111—114; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой Лавры (до ХУШ века). Сергиев, 1926, с. 143–147; Рындина А. В. Оклад Евангелия Симеона Ивановича Гордого // Древнерусское искусство. Рукописная книга [т. 7]. М.: Наука, 1972. С. 172–188; Рыхва Л.А. О некоторых особенностях рукописи Апостол-Евангелие Симеона Гордого 1343–1344 гг. // Современные гуманитарные исследования. 2007; Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. М., 1964. С. 84-85; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV в. Вып.1. М., 2002. С. 163–166. № 59; Ухова Т. Б. Миниатюры, орнамент и гравюры в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки ОР ГБЛ, 1960, вып. 22, с. 148–149. Шеламанова Н. Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно) // Археографический ежегодник за 1965 год. М.: Наука, 1966. № 498; Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1967, с. 177.
Люди, связанные с кодексом
Техническая дата
1344-01-01
Век
XIV в.
Место текущего хранения

© 2024 Санкт-Петербургский Институт истории РАН

Войти