Евангелие апракос; ок. 1359; РГАДА; Тип. 8
Категории
Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы
Идентификатор
Евангелие апракос; ок. 1359; РГАДА; Тип. 8
Название
Евангелие апракос; ок. 1359; РГАДА; Тип. 8
Количество листов
167
Историческая справка
Согласно записи на л. 165 — заказчик Евангелия — новгородский архиепископ Моисей. Эта рукопись - его дар в Юрьев монастырь. Известно, что св. Моисей дважды занимал престол владыки в Новгороде: 1) 1325—1330, 2) 1352—1359, когда он по немощи удалился в Новгородский Сковородицкий монастырь. Пожертвовал Моисей это Евангелие в Юрьев монастырь потому, что до своего архипасторства он был некоторое время архимандритом Юрьева монастыря. А. А. Покровский считал, что рукопись была написана во время первого его пребывания на престоле, когда еще более свежи были связи с Юрьевым монастырем, т. е. до 1330 г. И. И. Срезневский относил написание рукописи ко времени второго пребывания архиепископа Моисея в Юрьевом монастыре, т. е. до 1359 г. Евангелие, писанное для Юрьева монастыря, несмотря на запрещение архиепископа забирать его оттуда, в XV–XVI вв. находилось не Юрьеве монастыре, а в церкви св. Анастасии, как видно из записи XV–XVI в, сделанной скорописью на об. листа 165 об. По мнению А. А. Покровского, церковь св. Анастасии в Каменном городе существовала в Новгороде в 1418–1551 г., этим же временем он датировал запись на л. 165 об. Но им же было обнаружено известие 1677 г. о покупке 3-х рукописей, для Печатного двора у священника новгородской церкви мц. Анастасии Никиты, среди которых по его предположению была данная рукопись. По Новгородским летописям известно, что первоначально церковь св. Анастасии была построена в 1418 г. но случаю морового поветрия, в один день, почему она и называлась „заветной“. В картинных выражениях описывается под 1417 г. построение этой церкви в Новгородской Летописи: „христиане овии на конех, овии пеши изо леса бревна привозили“. Так она и называлась «церковью св. Анастасии въ Каменномъ граде». Из дальнейшей ее истории известно, что в 1540 г. при архиепископе Макарии на месте деревянной церкви была построена каменная. Эта каменная новая церковь была «въ Каменномъ городе» т. е. очевидно, на месте прежней деревянной. Но недолго она простояла на своем старом месте, после сильного пожара 2 августа 1551 г. заложили церковь каменную св. муч. Анастасии на новом месте во владычном дворе, подле Пресвятой Богородицы Похвалы. Итак, можно думать, что подпись сделана до 2 августа 1551 г. когда церковь Анастасии была еще на старом месте—в Каменном городе. По описанию протоиерея Никифора эта церковь в 1621 г. числилась при Софийском Соборе и доме архиерейском. Отсутствие имени счетчика наводит на мысль, что эта рукопись поступила в Типографскую Библиотеку в 1679 г., и при каких-то иных условиях. И действительно, А. А. Покровский обнаружил известие 1677 г. о покупке трех рукописей для Печатного двора у священника новгородской церкви мученицы Анастасии Никиты: «(186 – 1677 г. декабря 2) куплены харатейные 3 книги в большую десть Великого Новгорода церкви преподобной мученицы Анастасии у священника Никиты, в тех книгах, 65 тетрадей»; одной из этих рукописей, предположительно, и является данный кодекс.
Цифровая копия
Шифр
Тип. 8
Место хранения и шифр
Российский государственный архив древних актов; Москва; РГАДА; Тип. 8
Размеры
(22х30 см)
Язык
Материал
Формат листа / тетради
2º
Учреждение хранения
Библиография
Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV вв. и их указатель. СПб, 1897. С. 28, 54. № 57 (новгородское происхождение); Воскресенский Г. А. Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI–XVI вв. Сергиев Посад, 1894. С. 51–52; Воскресенский Г. А. Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по ста двадцати рукописям Евангелия XI–XVI вв. М., 1896. С. 41 (с датой: ок. 1359 г.); Голейзовский Н.К. Семантика новгородского тератологического орнамента // Древний Новгород. М, 1983. С. 233–234 (характеристика инициалов); Жуковская Л. П. Рукописи полного апракоса Милятинского класса // Памятники русского языка. Вопросы исследования и издания. М., 1974. С. 58 (тип); Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 286, 362 (с датой: ок. 1359 г.); Жуковская Л. П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI–XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. М., 1968. С. 327 (с датой: ок. 1359 г.); Карский Е. Ф. Очерк славянской кирилловской палеографии. Варшава, 1901. с. 37, 115, 306, 308 (палеография, о писце); Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928 С. 49, 288 (с датой: ок. 1359 г.); Каталог славяно-русских рукописных книг XI–XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. М. 1988. ч.2. с.136–137; Лосева О. В. Проблемы выявления родственных рукописей и изучение деятельности скрипториев по мат-лам рус. месяцесловов XI - нач. XV в. // Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий: IХ междунар. науч. конф. по пробл. книговедения: Тез. докл. М., 2000. С. 125–126; Некрасов А. И. Очерки из истории славянского орнамента: Человеческая фигура в русском тератологическом рукописном орнаменте XIV в. СПб., 1913. С. 59–61; 69–70 (характеристика орнаментики); Обзор документальных материалов Центрального государственного архива древних актов по истории СССР периода феодализма ХI–XVI вв. / Сост. В. Н. Шумилов. Ред. М. Н. Тихомиров. М., 1954. с. 58. (1359 г.)??? Покровский А. А. Древнее Псково-новгородское письменное наследие. Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей библиотек в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ. т.II, М. 1916, с. 36—37, 52—53, 176; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV в. Вып.1. М., 2002. С. 268–270; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка. Изд.2-е. СПб., 1882 Стб. 215–216; Срезневский И. И. Славяно-русская палеография ХI-XIV вв.: Лекции, читанные им в имп. Санкт-Петербургском университете в 1865–1880 гг. СПб., 1885. С. 247–248; Столярова Л. B. Древнерусские надписи XI–XIV вв. на пергаменных кодексах. М.: Наука, 1998. С. 83, 88, 99, 122–123; Столярова Л. B. Из истории книжной культуры русского средневекового города (XI–XVII вв.). М., 1999. С. 39; Столярова Л. В. Как работал древнерусский книгописец? // Очерки феодальной России. М., 1997. [Вып.] 1. С. 48;