Евангелие апракос Федора Кошки; 1420-е; РГБ; ТСЛ ризн. 4
Категории
Рукописи кириллического алфавита: средневековые датированные кодексы
Идентификатор
Евангелие апракос Федора Кошки; 1420-е; РГБ; ТСЛ ризн. 4
Название
Евангелие апракос Федора Кошки; 1420-е; РГБ; ТСЛ ризн. 4
Количество листов
327
Историческая справка
Место создания – Москва, скрипторий, действовавший при московской митрополичьей кафедре. Кодекс является псевдо-датированным и в некоторых исследованиях относится к 1392 г. Вопрос датировки Евангелия Федора Кошки неоднозначен в силу разновременности его частей: оклада и блока, составляющих ныне единое целое. Рукопись датируется на основании надписи по краям оклада, в которой указаны дата создания и имя заказчика (6900 г., в переводе на летосчисление от Рождества Христова – 1392 г.). А. И. Яцимирский сомневался в точности надписи, считая ее неоконченной, без указания единиц и десятков даты, с ошибочным упоминанием индикта (Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, административной и книжной деятельности. СПб., 1904. С. 117). В. К. Трутовский также подверг сомнению правильность надписи, поддержав предположение об отсутствии или о пропуске обозначений единиц и десятков, что допускает датировку оклада ок. 1392–1401 годами. Одновременная драгоценному раннему окладу рукопись, возможно в связи с повреждением, была заменена новым пергаменным блоком. Мнение о более позднем по сравнению с окладом времени появления рукописи принадлежит А. А. Турилову. На основании палеографических и художественных признаков наиболее вероятным временем ее создания является 2-е десятилетие XV века. В 20-х или в 30-х годах, перед передачей Евангелия Федора Кошки в Троице-Сергиев монастырь, видимо, были созданы в дополнение к окладу серебряные золоченые пластины («застенки»), закрывающие торцы книги. В. К. Трутовский первым отождествил «раба Божья Федора Андреевича», указанного в записи по краям оклада, с боярином Федором Андреевичем Кошкой, служившим при великих князьях благоверных Димитрии Иоанновиче Донском († 1389) и его сыне Василии I (1389–1425 г.) (Трутовский В. К. Федор Кошка // Летопись историко-родословного общества в Москве. 1915. Вып. 1/4. С. 297–299). По мнению арх. Леонида, принятом П. К. Симони, также этот «раб Божий Федор Андреевич» должен быть боярин Федор Андреевич Кошка. «Рода не указано, – пишет П. К. Симони – заказчиком было, конечно, лицо знатное и, как можно думать, это был весьма близкий к княжеской фамилии сановник боярин московский Ф. А. Кошка». О значительности фигуры Федора Кошки, бывшего одним из душеприказчиков великого князя, свидетельствует его присутствие наряду с преподобным Сергием Радонежским при подписании так называемой 2-й духовной грамоты князя Димитрия между 13 апреля и 16 мая (ДДГ. № 12. С. 33–36). Возможно, создание рукописи носило обетный характер (не исключено, что в соответствии с пожеланием великого князя). С. Б. Веселовский видел в некоторых изображениях на окладе святых, соименных семейству Кошки (Веселовский. 1969. С. 146). Гипотеза о том, что Евангелие Федора Кошки как напрестольное предназначалось для великокняжеского Благовещенского собора, обрушившегося и перестроенного в 1416 году, позволяет объяснить позднейшие дополнения, внесенные в кодекс. Косвенным подтверждением этой гипотезы является оклад напрестольного Евангелия 1568 года, созданный по заказу Иоанна IV и повторяющий оклад Евангелия Федора Кошки; можно предположить, что образец для подражания был избран осознанно и следует раннему служебному кодексу великокняжеского дворцового храма (Попов Г. В. Евангелие апракос боярина Федора Андреевича Кошки: Соображения о судьбе рукописи (1392–1428/1432) // Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой. М., 2003. С. 156, 158, 164). На основе записей во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря Евангелие Федора Кошки отождествлено специалистами с кодексом, вложенным в обитель преподобного Сергия Федором Андреевичем Голтяевым, потомком Федора Кошки: «Евангелие большое в десть на харатье опракос, обложено серебром сканью, а заставицы и строки, и слова большие писаны золотом. А писано то Евангелие в отписных ризных книгах 83-го (1574/1575 годов - Ред.) году 1 Евангелие, а в котором году дано, того не написано» (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 149; обзор мнений об идентификации Евангелия Федора Кошки смотри: Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976. С. 160–166). Голтяевы занимали видное положение в московской боярской среде и были тесно связаны с Троице-Сергиевым монастырем, являясь активными дарителями между 1428 и 1432 годами, а также около 1445 года (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 66, 163). Евангелие поступило в Троице-Сергиеву лавру, где хранилась под № 1, не позже 1428 г. В предреволюционные годы хранилось в ризнице лавры. В 1920 г. передано в Сергиевский филиал Библиотеки Государственного Румянцевского музея (Москва), в ГБЛ поступило в марте 1931 г.
Сохранность
Хорошая
Цифровая копия
Шифр
Ф. 304, оп. III. Собрание рукописей ризницы Троице-Сергиевой Лавры, ед. 4.
Место хранения и шифр
Российская государственная библиотека (г. Москва). Ф. 304, оп. III. Собрание рукописей ризницы Троице-Сергиевой Лавры, ед. 4.
Размеры
31,7 х 22,5 см
Материал
Формат листа / тетради
2º
Учреждение хранения
Библиография
Древности Российского государства. М., 1849. Отд. I. С. 116–117; Леонид (Кавелин), архим. Славянския рукописи, хранящияся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1881. С. 19–21; Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, административной и книжной деятельности. СПб., 1904. С. 117; Трутовский В. К. Федор Кошка // Летопись историко-родословного общества в Москве. 1915. Вып. 1/4. С. 297–299; Орлов А. С. Библиография русских надписей XI–XV веков. М., Л., 1952. С. 92–96. № 135; Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. М., 1960. Вып. 22. С. 149, № 8654; Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. С. 71–76; табл. 61–65; Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерусского искусства I-й трети XV в. // Древнерусское искусство XV – начала XVI в.: [Сб. ст.]. М., 1963. С. 153–154; Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIV вв. М., 1964. С. 47–48, № 55; Шеламанова Н. Б. Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно) // Археографический ежегодник за 1965 год. М., 1966. С. 220, № 558; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 146–148; Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976. С. 160–166; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV веков. М., 1980. С. 103–105; Вздорнов Г. И. Феофан Грек: Творческое наследие: [Альбом]. М., 1983. С. 267–271; Попов Г. В. Инициалы Евангелия Хитрово и их место в московском искусстве рубежа XIV–XV вв. // История и теория мировой художественной культуры. Вып. 2: Образ человека в литературе и искусстве. М., 1995. С. 43–45; Загребин В. М. Об одной особенности протодьякона Спиридона (конец XIV в.) // Искусство рукописной книги: Византия. Древняя Русь. Тез. докл. Международн. конф. Москва, 17—19 ноября 1998. СПб., 1998. C. 6–7; Попов Г. В. Евангелие Успенского собора – памятник московского искусства конца XIV–XV в. // Евангелие Успенского собора Московского Кремля. М., 2002. С. 18–25; Турилов А. А. К проблеме датировки Евангелия Успенского собора // Евангелие Успенского собора Московского Кремля. М., 2002. С. 36–38; Попов Г. В. Евангелие апракос боярина Федора Андреевича Кошки: Соображения о судьбе рукописи (1392–1428/1432) // Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой. М., 2003. С. 156, 158, 164.
Автор(ы) описания